Эфендиева Н.М. Проблема времени в философии С.Кьеркегора. - Вопросы философии. 1980. №5. С. 152-164.

Автор: Эфендиева Нигяр Мамед кызы - кандидат философских наук, Институт философии и права АН Азербайджанской ССР.

Источник: Эфендиева Н.М. Проблема времени в философии С.Кьеркегора. - Вопросы философии. 1980. №5. С. 152-164.

Тематика материала: наука и культура; наука и религия; биография С.Кьеркегора (S.Kierkegaard).

Реферат: Серен Кьеркегор (1811-1855) - выдающийся датский религиозный философ и писатель. Философские воззрения Кьеркегора сложились под влиянием немецкого романтизма, когда он изучал философию и теологию в Копенгагенском университете. При этом Кьеркегор активно критиковал Гегеля за его "объективизм", т.е. стремление понять индивида в исторически конкретной системе объективного духа, такой подход Кьеркегор отвергал как отдающий личность во власть "анонимного" господства истории и тем самым лишающего ее самостоятельности и свободы. Взамен гегелевской объективной диалектике Кьеркегор пытался развить принципиально иную - субъективную ("экзистенциальную") диалектику, являющуюся средством сохранить отношение личности к богу. В данной статье анализируется то, как Кьеркегор решал проблему времени в связи со своим учением о "стадиях на жизненном пути". Анализ этой тематики важен для понимания того, как подготавливался отказ от ньютоновского абсолютного времени (без такого отказа, например, невозможно создание теории относительности) и какую роль в этой подготовке сыграли гуманитарные исследования Х1Х в., в частности, философские работы Кьеркегора. В центре внимания Кьеркегора оказались проблемы, связанные с формированием понимания человека не только как существа познающего или социального (т.е. находящегося в сугубо объективном мире), но и как существа страдающего, эмоционального, обладающего своим специфическим способом бытия, не детерминированным внешним миром. В рамках такого понимания время начинает трактоваться как форма этого индивидуального бытия, конституирующая внутренний мир личности. В свою очередь, это ведет к субъективизации времени, созданию субъективистских и иррационалистических представлений о сущности времени и исторического процесса в целом. Кьеркегор полагал, что время, трактуемое просто как бесконечная последовательность сменяющих друг друга моментов, не позволяет схватить настоящее, ибо оно превращается в исчезающий миг. Тем самым время оказывается заключающим в себе лишь пустоту, и дать ему содержание может только вечность, постижению которой стремится человеческая личность. Кьеркегор также полагал, что объективность означает отсутствие собственно человеческого момента и что подлинную сущность человеческого бытия следует искать в субъективном. Поэтому одной из определяющих категорий в философии Кьеркегора является МГНОВЕНИЕ. В то же время, Кьеркегора интересует не любое мгновения, а то, в которое человеческий дух оказывается способным к восхождению к вечности. Высшей формой такого восхождения является христианская религия, однако путь к подлинной религиозности не прост и проходит через различные подготовительные стадии. Первой такой стадией Кьеркегор считал мгновения высочайшего эстетического наслаждения, достигаемого в творчестве художником. Для художника время не является непрерывным: его моменты резко отличаются по ценности между собой и художник стремится зафиксировать некоторые моменты и, тем самым, схватить вечность. Такая попытка, однако, обречена на неудачу и Кьеркегор рассматривает вторую, этическую, а затем третью, религиозную, стадии движения к вечности. При этом этический взгляд возвращает времени непрерывность и объективность, но они теперь оказываются неразрывно связанными с конкретной личностью человека, его конкретными поступками, без которых не мыслимо развитие личности. Аналогичным образом Кьеркегор анализирует и религиозный опыт человека, показывая, как в нем достигается синтез различных форм времени, а само время становится четко упорядоченным и необратимым.