Агамова Н.С., Аллахвердян А.Г. Российские женщины в науке и высшей школе: историко-научные и науковедческие аспекты (к 150-летию со дня рождения С.В.Ковалевской). – ВИЕТ. 2000. №1. С. 141-153.

Автор: Агамова Наталья Сумбатовна – кандидат педагогических наук, Институт истории естествознания и техники РАН; Аллахвердян Александр Георгиевич – кандидат психологических наук, Институт истории естествознания и техники РАН.

Источник: Агамова Н.С., Аллахвердян А.Г. Российские женщины в науке и высшей школе: историко-научные и науковедческие аспекты (к 150-летию со дня рождения С.В.Ковалевской). – ВИЕТ. 2000. №1. С. 141-153.

Тематика материала: : социология науки; научно-техническая политика; научное творчество.

Реферат: В статье рассмотрена история проникновения российских женщин в науку и высшее образование, начиная с середины 19 в. и до наших дней. Вопрос о женском образовании, так же как и женский вопрос в целом, привлек внимание российского общества в 50-60-е гг. 19 в. – накануне и вскоре после отмены крепостного права. Пионером постановки вопроса о важности вовлечения женщин в систему высшего образования был выдающийся русский хирург и педагог Н.И.Пирогов. В 1856 г. в журнале «Морской сборник» им была опубликована статья, где обосновывалась необходимость коренных изменений в системе женского образования, поскольку именно женщина является первым воспитателем человека, и она должна быть образованна, чтобы с успехом выполнить эту общественную функцию. В 1859 г. Петербургский университет открыл свои двери для женщин, стремящихся к систематическим занятиям наукой. Сотни женщин в качестве вольнослушательниц появились также в аудиториях Киевского и Харьковского университетов. Одной из распространенных форм обучения тогда стали и так называемые «летучие университеты» на частных квартирах: там читались бесплатные лекции ведущими профессорами. В 1861 г. в связи с пересмотром университетского устава Министерство народного просвещения поставило на обсуждение вопрос об официальном «допущении» женщин к слушанию курсов в университетах и о предоставлении им права подвергаться испытанию на ученую степень. Большинство университетов поддержало эти предложения. Против выступили лишь Московский и Дерптский университеты, аргументируя свой протест тем, что совместное обучение окажет вредное воздействие окажет вредное воздействие на студентов. В 1863 г. право женщин посещать лекции в университетах было отменено, и к 1864 г. женщин в них не осталось. Так власти отплатили студенткам за участие в студенческих волнениях и протесты против неравенства женщин. Эти решения привели к эмиграции женщин в Западную Европу с целью получения высшего образования. В статье приводятся статистические данные о распределении в различных вузах, среди которых первое место долгое время занимали университеты Швейцарии. (В основном женщины обучались на медицинских факультетах). В статьи также проанализирован жизненный путь выдающегося математика С.В.Ковалевской. По-настоящему возможности для получения высшего образования и занятий наукой появились у женщин только после Октябрьской революции, что отражено в статье в ряде таблиц, представляющих динамику численности женщин среди научных работников РРСФСР в разные годы советской власти, а также в годы перестройки.