Наука и государство в античном мире.

Автор: Жмудь Леонид Яковлевич - кандидат исторических наук, Ленинградский отдел Института истории естествознания и техники РАН.

Источник: Жмудь Л.Я. Наука и государство в античном мире. - ВИЕТ.1989. №2. С.7-13.

Тематика материала: История античной науки и техники; наука и цивилизация; наука и государство; научная политика в эпоху античности.

Реферат: Данная статья представляет собой доклад, подготовленный к ХVIII Международному конгрессу по истории науки, проходившему в августе 1989 г. в Гамбурге и Мюнхене /ФРГ/ и посвященному проблемам взаимоотношений науки и государства. Интерес к изучению опыта работы античных ученых обусловлен, по мнению автора, тем, что в данном случае мы имеем дело с многовековым существованием науки без специальной социальной институционализации, что, например, радикально отличает ее от современной науки, давно превратившейся в массовую специальность. За тысячелетний период с VI в. до н.э. по V в. н.э. число людей, писавших на научные темы, не превышает в Древней Греции и Риме 300 человек /учитывая и тех, от которых сохранилось хотя бы имя/. В то же время, античная наука, уже в первый период своего существования, с VI по III вв. до н.э., достигла уровня, обеспечившего ей видное место в истории всей мировой культуры. Таким образом, неорганизованная наука, состоявшая из мало связанных друг с другом ученых, продемонстрировала КПД, не мыслимый для современных научных сообществ и институтов. Однако этот факт нельзя рассматривать как свидетельство того, что в античности вообще отсутствовала какая-либо социальная регуляция науки и последняя развивалась лишь благодаря индивидуальным усилиям отдельных творческих личностей. Скорее, следует говорить об особом типе регуляции - создании античными государствами условий, позволяющих ученому свободно заниматься исследованиями и сохранять при этом высокий общественный авторитет. Как правило, создание таких условий связывают с развитием полисной демократии, но более внимательный анализ показывает, что подавляющее число ученых работало в рамках политических режимов монархии и тирании, а, с другой стороны, именно в демократических Афинах стали возможными гонения на ученых /Анаксагор, Сократ/ и прямые запреты изучать "то, что на земле и под землей". Автор статьи считает, что развитие науки зависело не столько от политических прав, сколько от личных свобод, которые, к примеру, в демократической Спарте были минимальными, поэтому это государство не дало ни одного ученого. Сомнительной представляется и связь развития логики и математики с публичным судопроизводством, где господствовала демагогия, а не рациональные доказательства. Говоря о взаимоотношениях науки и государства в эпоху античности, нельзя забывать и о том, что правители нередко поддерживали крупные инженерные проекты, врачей, астрономов, географов и других ученых, причем пик такой поддержки в III в. до н.э. совпадает по времени с максимальным расцветом античной науки.