Уолкер М. Наука в Веймарской Германии. - Науковедение. 2000. №2. С. 143-157.

Автор: Уолкер Марк (Walker M.) - профессор истории, Department of History Union College, USA.

Источник: Уолкер М. Наука в Веймарской Германии. - Науковедение. 2000. №2. С. 143-157.

Тематика материала: научно-техническая политика в Германии в 20 в.; наука и идеология; наука и культура.

Реферат: В период существования Веймарской республики (1919-1933 гг.) германская наука достигла многих успехов, воспоминания о которых заставляли ученых после окончания второй мировой войны изображать этот период как "золотой век" развития науки. Но был ли этот период действительно так благоприятен для ее развития, или он только выглядит таковым в сравнении в эпохой Третьего рейха? В статье показано, что Германия начала первую мировую войну, имея хорошо организованное, плодотворно работающее научное сообщество, которое активно сотрудничало с правительством и промышленными кругами в подготовке и ведении войны. После поражения в войне наука в Германии, несмотря на новый политический режим, не стала более демократичной. Ведущие институты оставались элитными учреждениями с авторитарным руководством. При этом большинство ученых сохраняло симпатии к ушедшей империи, что сыграло немаловажную роль в становлении нацистского режима. Университетская система, в рамках которой осуществлялось большинство фундаментальных исследований и готовились молодые ученые, тоже сопротивлялась серьезным реформам, не принимала демократию и препятствовала серьезным политическим реформам. В то же время в условиях экономического кризиса в университеты устремилось большое количество молодежи, что существенно усложняло положение немецкой науки, которая не могла создать молодым специалистам необходимые условия для плодотворной работы. В результате в стране разгоралась острая конкурентная борьба за фонды между различными группировками ученых. Эта борьба также обострялась также тем остракизмом, которому подвергалось большинство немецких ученых со стороны их английских и французских коллег. Эта ситуация, в частности, стала одной из предпосылок для становления "арийской физики", травли ученых-евреев и распространению в научном сообществе расистских идей. Эти идеи получили широкое распространение в Европе в конце 19 в., в том числе в Германии. Однако в конце 19 - начале 20 вв. сторонники евгеники, которую называли также "расовой гигиеной", не были обязательно расистами, верящими в превосходство одной нации над другими. Они скорее видели более или менее "совершенных" людей во всех нациях. Позже, во время существования Веймарской республики, расовая гигиена стала более экстремистской. Ученые поддержали предложение о введении закона о стерилизации, согласно которому люди с физическими или умственными недостатками (включая некоторые особенности, которые сегодня признаны не передающимися по наследству) могли подвергнуться стерилизации с санкции государства, если они (или их опекуны) давали согласие. Эта идея была впоследствии принята пришедшими к власти нацистами, однако аспект добровольности был устранен и право решать, кто может иметь потомство, было передано государству.