Ярошевский М.Г. Достоевский и идейно-философские искания русских естествоиспытателей. - Вопросы философии. 1982. №2. С. 103-112.

Автор: Ярошевский Михаил Григорьевич - доктор психологических наук, Институт истории естествознания и техники АН СССР.

Источник: Ярошевский М.Г. Достоевский и идейно-философские искания русских естествоиспытателей. - Вопросы философии. 1982. №2. С. 103-112.

Тематика материала: история медицины в России в 19 в.; наука и культура; наука и идеология; биографии И.П.Павлова, И.М.Сеченова, А.А.Ухтомского.

Реферат: Успехи естественных наук во второй половине 19 в. заставили русскую интеллигенцию задуматься о том, могут ли эти науки оказать помощь в раскрытии тайн человеческой души и, благодаря этому, построению справедливого общества. Исключительно важную роль в этих размышлениях играла полемика естествоиспытателей с Ф.М.Достоевским, который настаивал на принципиальной неспособности естественных наук исследовать поведение человека. В статье отмечено, что буквально все романы Достоевского пронизывает идея о несводимости человеческой души к законам физиологии, психологии и психиатрии. В свою очередь ученые, признавая справедливость критики вульгарного материализма, настаивали на том, что исследования организма и его нервно-психических функций могут привести к открытию глубинных законов природы человека. Наиболее авторитетным сторонником подобных воззрений был физиолог И.М.Сеченов, чье учение стало символом веры не только для многих русских врачей, естествоиспытателей и учителей, но и для деятелей культуры. Сам Достоевский относил Сеченова, получившего, как и он, но несколькими годами позже, высшее техническое образование в Главном инженерном училище в Петербурге, к категории "людей с огромными талантами". В библиотеке Достоевского хранился экземпляр сеченовских "Рефлексов головного мозга" - книги, весь тираж которой был арестован после покушения Каракозова на императора Александра II. При этом Сеченов был привлечен к суду по статье, карающей за "развращение нравов". Несмотря на сходство судеб и уважение к Сеченову, Достоевский считал талант этого ученого ложно направленным и всем своим творчеством боролся с попытками естественнонаучного подхода к изучению человека. Что же касается Сеченова, то он видел свою задачу в том, чтобы выйти за границы сугубо механистических представлений о причинности и средствами науки объяснить нравственную саморегуляцию человеческого поведения и тем самым найти средства, позволяющие воспитать людей, высокие принципы поведения которых так же невозможно изменить, как и законы природы. В то же время в работах Сеченова бросаются в глаза следы полемики с идеями Достоевского. Одним из следствий этой полемики явилось внесение Сеченовым важных коррективов в объяснение того, как складывается внутренний мир человека. После "Рефлексов головного мозга" им вводится принципиально новый, неведомый психофизиологии, детерминационный фактор - общение с другим человеком. В статье проанализировано то, как идеи Достоевского и Сеченова воздействовали на русских ученых, позволяя им ставить и решать необычайно глубокие научные проблемы. Особое внимание в статье уделено воздействию этих идей на творчество И.П.Павлова и А.А.Ухтомского.