Булюбаш Б.В. История естествознания от античности до Галилея: Учебное пособие по дисциплине "Концепции современного естествознания". - Н. Новогород: Нижегородский гуманитарный центр, 1996.

Автор: Булюбаш Борис Викторович - кандидат физико-математических наук, Нижегородский технический университет, Нижний Новгород.

Источник: Булюбаш Б.В. История естествознания от античности до Галилея: Учебное пособие по дисциплине "Концепции современного естествознания". - Н. Новогород: Нижегородский гуманитарный центр, 1996.

Тематика материала: наука и техника в древности; наука и техника в средние века; научная революция 16-17 вв.; наука и религия; наука и культура.

Реферат: Учебное пособие предназначено для студентов гуманитарных специальностей, изучающих дисциплину "Концепции современного естествознания". Это пособие может также быть использовано учителями школ, лицеев и гимназий на уроках естествознания, физики, философии и истории. Его основная цель - познакомить студентов-гуманитариев с естествознанием как элементом культуры и способствовать тем самым формированию целостного мировоззрения, позволяющего устанавливать между гуманитарными и естественными науками отношения взаимоуважения и диалога. Существенной компонентой курса является история научного знания. В краткой и доступной форме автор сообщает основные сведения о ключевых фигурах европейской науки и ее основных достижениях за 23 столетия - от античности до Галилея включительно, то есть вплоть до рождения науки Нового времени. Основное внимание в пособие уделено физическим наукам, что объясняется характером образования автора пособия. Несомненным достоинством пособия является то, что в нем, в отличие от прежних курсов истории науки, много места отведено средним векам и эпохе Возрождения - периодам истории, к которым современные исследователи проявляют повышенный интерес. В последние 20-30 лет историки науки исходят из того, что именно в 13-16 веках в теологических спорах, алхимических опытах и занятиях магией закладывались основы современной науки. Современные историки не склонны к резкому противопоставлению рациональной науки Нового времени и окрашенному в магико-оккультные тона размышлениям мыслителей предшествующей эпохи. Именно поэтому в пособии довольно много внимания уделено воззрениям средневековых философов (Оккам, Орем и др.), труды которых подготовили создание исчисления бесконечно малых и бесконечно больших величин в математике, формировали культуру мысленного эксперимента и т.д. В отдельные главы в пособии выделены также рассказы об алхимии, о теологических истоках концепции гелиоцентризма. Существенное внимание уделено фигуре Иоганна Кеплера, в работах которого магическое и рациональное начало переплетены самым причудливым образом. В то же время во всех разделах пособия его автор стремился вычленить рациональное знание как "единственно понятный нам итог развития науки". Иная точка зрения, рассматривающая магию и оккультизм как вполне приемлемые альтернативы науке, разрабатывается рядом современных историков науки и философов (наиболее известным является философ П.Фейерабенд). Однако автор курса считает такой подход к изложению истории науки недопустимым. Примерно четверть объема курса занимает рассказ о научных достижениях Галилео Галилея - ученого, считающегося непосредственным основоположником экспериментально-математического естествознания Нового времени. Особое внимание при этом уделено анализу истоков конфликта между Галилеем и католической церковью, заставившей в 1633 г. ученого отречься от своих идей, а в 1992 г. оправдавшей его и признавшей свою неправоту не только с сугубо научной, но и теологической точки зрения. В конце каждого раздела пособия содержатся вопросы, которые могут помочь преподавателю проверить и закрепить знания у учащихся.