Василенко Л.И. Поиски оснований и источников экологической этики. - Вопросы философии. 1986. №2. С. 145-152.

Автор: Василенко Леонид Иванович - кандидат философских наук, Институт философии АН СССР.

Источник: Василенко Л.И. Поиски оснований и источников экологической этики. - Вопросы философии. 1986. №2. С. 145-152.

Тематика материала: история биологии и медицины в 20 в.; социология науки; наука и идеология.

Реферат: Статья содержит аналитический обзор зарубежных работ 1970-х гг. по экологической этике. Необходимость выделения такой дисциплины связана с тем, что основополагающие нормы и принципы этики традиционно имели антропоцентрический характер и распространялись только на прямые действия человека по отношению к другому человеку. Природа при этом не оценивалась с нравственной точки зрения: ее состояние в целом практически не зависело от характера и масштабов человеческой деятельности. Изменения среды обитания имели в основном локальный характер и оценивались с прагматической точки зрения. В наше время разрастание кризисных экологических тенденций приводит многих исследователей к отказу от антропоцентрической этики и поиску возможностей включения природы в сферу ответственности человека. В связи с этим возникли вопросы об источниках, основных принципах и нормах экологической этики, а это означает необходимость обращения к вопросу, имеющему давнюю историю, но не получившему однозначного решения: как понимать добро и зло в отношении к внечеловеческой сфере. В разных традиционных культурах этот вопрос решался по-разному, поэтому многие авторы ставят вопрос о связи экологической этики с культурой, мировоззрением и наукой. При этом ряд авторов полагает, что нет никакой необходимости в создании особой экологической этики, так как достаточно лишь избавиться от некоторых крайностей прежней, антропоцентрической этики, допустив, что естественные процессы не обязаны быть на службе у человека и что в обращении с ними необходимо проявлять осторожность, заботу и умение. А это уже задача науки, техники и экономического анализа затрат и прибыли. В свою очередь, другие авторы считают, что деструктивные последствия современной технико-экономической практики достигли такого масштаба, что необходимо вводить ограничения на одни ее виды и запреты на другие. Другими словами, в области экологии необходима выработка системы фундаментальных законов, аналогичных библейским десяти заповедям. Некоторые авторы указывают на то, что важнейшей предпосылкой для создания гармоничных отношений с природой является отказ модели научного познания, выработанной еще в ходе научной революции 17 века. Так, в свое время Р.Декарт выдвинул тезис, что ценности целиком выводятся из субъективности человека. Природа же ни в коей мере не является ценностью сама по себе, она - ценность только для человека. Современные экологи считают такой подход крайне опасным и настаивают на необходимости принятия допущения о том, что природа несет сама в себе внутренне присущую ей систему ценностей, что проявляется, например, в явно целенаправленном характере многих эволюционных процессов. Важнейшей проблемой экологической этики является проблема совмещения двух взаимоисключающих идей - свободы человека и его подчиненности Природе. Анализирующие эту дилемму авторы пишут, что преодоление противоречия возможно, если допустить, что главной целью свободы является совершенство, то есть полное включение человека в космическое целое. Завершая свой обзор, автор статьи отмечает значительное многообразие высказываемых точек зрения, а также то, что экологическая этика находится на самой ранней стадии своего развития, когда согласие достигается лишь в отношении признания исключительной важности создания такой этики.