Возникновение идеи реактивного самолета /XIX - начало XX вв./

Автор: Соболев Дмитрий Алексеевич - кандидат технических наук. Институт истории естествознания и техники РАН.

Источник: Соболев Д.А. Возникновение идеи реактивного самолета /XIX - начало XX вв./. - ВИЕТ, №2, 1990. С.45-53.

Тематика материала: История развития техники в Х1Х-ХХ вв.; история самолетостроения в Х1Х-ХХ вв.; история реактивной авиации.

Реферат: Первые реактивные самолеты поднялись в воздух в 40-е гг. XX века. Однако идея самолета с реактивным двигателем насчитывает более полутора столетий. Первые идеи использовать реактивный двигатель на транспорте возникли еще в ХУ-ХУIII вв. /Реактивный автомобиль, проект Д.Фонтана, Италия, 1420 г.; судно Д.Рензея, США, 1784 г.; аэростат Миолана и Жанинэ, Франция, 1783 г. и др./ Идея создания летающей модели реактивного самолета впервые была высказана в 1835 г. в работах немецких инженеров Г.Ребенштейна /на сжатой угольной кислоте/ и Ф. Маттиса /пороховые ракеты/. При этом книга Ребенштейна "Основанное на новейших опытах искусство плавать по воздуху и совершать дальние путешествия с помощью и без помощи воздушных шаров" вышла на русском языке в Москве уже в 1837 г. Первый проект самолета с реактивным двигателем был создан в 1865 г. французским инженером Ш. де Луврие. В печати проект и чертежи появились в 1867 г. Из них видно, что самолет, названный инженером "Аэронав", представлял собой моноплан с крылом ромбовидной формы, в котором нужное направление полета обеспечивалось при помощи вертикального руля, управление высотой - изменением наклона крыла. В реактивном двигателе смесь керосина или бензина с воздухом предполагалось воспламенять электрической искрой. При воспламенении смеси клапаны прерывали подачу топлива и воздуха. Газы вылетали через сопло. Проект Луврие рассматривался французской академией наук, но не встретил поддержки. Не имея достаточно средств Луврие смог построить только двигатель, являвшийся прототипом воздушно-реактивного двигателя пульсирующего типа. Необходимо отметить, что конструкция самого самолета была весьма несовершенной. Более совершенную конструкцию самолета с аналогичным двигателем предложил в 1867 г. российский офицер Н.A.Телешов, который усовершенствовал и реактивный двигатель, предложив схему смешивания паров топлива с воздухом еще до поступления в камеру сгорания, для чего требовалась предварительная разгонка самолета. В этом же году в Англии был запатентован реактивный самолет конструкциии Д.Батлера и Э.Эдвардса. Движение в нем осуществлялось за счет струи пара, производимой котлом высокого давления. Все проекты, однако, остались нереализованными, а интерес к ним сразу же исчез и возобновился лишь в 80-е гг. XIX в., в частности, благодаря работам русских изобретателей С.С.Неждановского, А.Винклера и Ф.Р.Гешвендома. Было предложено немало конструкций, которые, правда, не были реализованы и вскоре вытеснены из проектов изобретателей двигателем внутреннего сгорания.