Организация науки в России второй половины XIХ в.

Автор: Соболева Елена Владимировна - доктор философских наук, Ленинградский отдел Института истории естествознания и техники РАН.

Источник: Соболева Е.В. Организация науки в России второй половины XIХ в. - ВИЕТ. 1989. №2. С.13-18.

Тематика материала: История российской науки второй пол. XIX в.; научная политика в России второй пол. XIX в.; организационная структура российской науки второй пол. XIX в.

Реферат: Данная статья является докладом, подготовленным к ХVIII Международному конгрессу по истории науки, проходившему в августе 1989 г. в Гамбурге и Мюнхене /ФРГ/ и посвященному проблемам взаимоотношений науки и государства. Вторая половина ХIX в. для России - это время многоплановых и коренных реформ, связанных с отменой крепостного права. К сожалению, эти реформы лишь в очень малой степени затронули науку, что пагубно отразилось на ее развитии. По сути, научная политика в пореформенной России сводилась к деятельности ученых комитетов министерств и ведомств как органов по руководству и управлению наукой, а также весьма скудным финансированием государством исследовательской работы ученых. При этом государство стремилось не только сохранить, но и упрочить контроль над учеными, подчинив всю организационную структуру научных учреждений руководству вышестоящих чиновников и церкви. Идея автономии научных учреждений - очень популярная в обществе - категорически отвергалась, а понятие "ученый" обрело в российском законодательстве права гражданства только 10 апреля 1862 г. в связи с выяснением сословных привилегий некоторых категорий чиновников. Как показало изучение отчетов Государственного совета, правительство недооценивало важность внедрения научных достижений в промышленность, в результате чего такое внедрение осуществлялось в основном по инициативе отдельных предпринимателей, а ряд выдающихся исследователей /М.О.Доливо-Добровольский, П.Н.Яблочков и др./ были вынуждены реализовать свои изобретения за границей. Положение науки в России характеризовалось также медленным, по сравнению с Европой и США, ростом числа научных учреждений, практически полным отсутствием специализированных институтов и лабораторий и, наконец, чрезмерной концентрацией в Петербурге, где, например, в 1896 г. находилось 25 из 52 высших учебных заведений России. Отрицательную роль играло и то, что большинство научных учреждений России во второй пол. XIХ в., включая Академию наук, были подчинены реакционному Министерству народного просвещения. Новое Положение о присвоении ученых степеней и званий от 4 января 1864 г. в значительной степени содействовало росту числа ученых и преподавателей вузов в России. Однако действие этого Положения парализовалось финансовой политикой государства, которое, пытаясь экономить на науке, выделяло на ее развитие в пореформенный период меньше денег, чем в 50-60-е гг., поэтому в конце 1890-х гг. часто не хватало средств для подготовки сотрудников университетов к профессорскому званию.