Сапрыкин Д.Л. "Научный орден" Фрэнсиса Бэкона: зарождение научного общества нового типа. - Науковедение. 2000. №3. С. 194-208.

Автор: Сапрыкин Дмитрий Леонидович - кандидат философских наук, Институт истории естествознания и техники РАН.

Источник: Сапрыкин Д.Л. "Научный орден" Фрэнсиса Бэкона: зарождение научного общества нового типа. - Науковедение. 2000. №3. С. 194-208.

Тематика материала: научная революция 16-17 вв.; наука и культура; наука и религия; международное сотрудничество ученых; биография Фр.Бэкона.

Реферат: Выдающийся английский философ и государственный деятель Фрэнсис Бэкон (1561-1626) занимает особое место в истории становления науки Нового времени. Предложенные им в философских сочинениях "Новая Атлантида", "Новый Органон", "О достоинстве и приумножении наук" и др. проекты создания хорошо организованного научного сообщества оказали огромное влияние практически на всех ученых, государственных и общественных деятелей, занимавшихся в 17-18 вв. проблемами преобразования науки и научного образования. При этом Бэкон является фигурой не только масштабной, но и пограничной. Его проекты научного сообщества ("Дома Соломона") принципиально отличаются от сугубо любительских, организованных по типу клубов итальянских академий эпохи Ренессанса, от античных философских школ, а также от проектов тайных, охватывающих всю Европу сообществ (розенкрейцеров, иллюминатов и др.), которые, по замыслу их создателей, должны были бы стать новой Церковью, способной просветить и объединить все христианские народы. В отличие от подобных, научно-просветительских проектов (их авторами были, например, Джон Ди, Роберт Флудд, Мари Мерсенн. Ян Амос Коменский и др.), проект Бэкона предполагал участие ученых лишь в решении научных вопросов, предполагал патронаж королевской власти и достаточную открытость сообщества. В статье выдвигается идея о том, что прообразом такого научного сообщества для Бэкона стал созданный в середине 16 в. орден иезуитов, для которого обучение являлось одной из важнейших задач. К началу 17-го в. заслуги этого ордена в развитии и совершенствовании наук и образования были весьма велики. Так, в 1616 г. существовало уже 372 иезуитских колледжа, славившихся высоким уровнем образования, и их число быстро росло. Не удивительно, что многие ученые и просветители как в католических, так и в протестантских странах мечтали создать аналогичную по своим масштабам и влиянию, но независимую от иезуитов организацию. Создание организаций орденского типа является одной из наиболее характерных черт западно-европейской культуры и именно этот опыт был использован и иезуитами, и Бэконом. При этом у Бэкона речь шла не о создании эзотерической или, наоборот, демократической науки, а о научном ордене, который предполагает участие большого числа лиц из самых разных слоев и имеет ранжированное квазииерархическое устройство: верхние уровни ордена очень сильно отличаются по своим функциям и уровню компетентности от нижних, но не противопоставляются им как в тайных сообществах, предполагающих существование "посвященных" и "непосвященных". Появление в ордене касты "посвященных" (как это было, например, в ордене тамплиеров) свидетельствует о начале его вырождения. В принципе, орден по своему устройству должен соответствовать церковной иерархии, где представители всех уровней принадлежат одной церкви и молятся одному Богу.