Историческая антропология науки в России

Автор: Александров Даниил Александрович

Источник: Журнал "Вопросы истории естествознания и техники" /ВИЕТ/, 1994, N 4. C. 3-22.

Тематика материала: Социология науки; методологические проблемы современной истории науки; история российской науки в XIX и XX вв.; история биологии и генетики; организация научных исследований; научная политика; научные сообщества

Реферат: Одной из важнейших особенностей современной истории науки является ориентация на детальное изучение повседневной научной жизни - быта исследовательских лабораторий, взаимоотношений ученых друг с другом и с окружающим их сообществом и т.д. Исследования такого рода автор статьи называет исторической антропологией науки, видя главную цель последней в том, чтобы "изучать науку как быт людей, именующих себя учеными", и попытаться при этом понять, как именно повседневная деятельность ученых связана с их взглядами. По мнению автора подобные исследования особенно важны для российских историков науки, занятых сейчас анализом огромных массивов недоступного ранее материала /рассекреченные архивы, снятие цензурных ограничений и т.п./ При этом в качестве наиболее перспективных, способных связать дореволюционный и советский этапы развития российской науки, направлений исследований в статье рассматриваются следующие темы:

1. Кружки как формы научного быта. Начало этой форме объединения ученых в России было положено литературно-политическими домашними кружками 30-40-х гг. XIX в., на заседаниях которых культивировалось сугубо неформальное обсуждение актуальных проблем культуры и общества. В 50-е гг. XIX в. появляются и научные кружки, сразу же противопоставившие себя официальной, "ненастоящей" науке. Изучение роли этих кружков позволяет понять некоторые принципиальные отличия российского и европейского научных сообществ, а также социальную структуру ряда трагических конфликтов советского этапа развития науки.

2. Патронаж науки. Обычно эту тему сводят к обсуждению проблемы "ученые и власть", подразумевая под властью лишь государство. Между тем, как показали исследования западных историков, проблема патронажа намного сложнее и включает в себя как взаимодействие науки с различными - формальными и неформальными - элитами общества, так и весьма тонкие отношения влиятельных структур в самой научной среде.

3. К следующим темам можно отнести анализ повседневной жизни научных учреждений, включая такой, важнейший, аспект быта ученых, как непрерывное воспроизводство "научных практик" - стилей, привычек и традиций исследований, - через призму которых ученые рассматривают все конкретные проблемы. Огромное значение, по мнению автора статьи, может также иметь анализ "жизненных миров" ученых - субъективных значений и смыслов, которыми обладают для человека события и явления действительности.