Ленд-лиз и развитие советского флота.

Автор: Краснов Владимир Никитович - кандидат военно-морских наук. Институт истории естествознания и техники РАН.

Источник: Краснов В.Н.. Ленд-лиз и развитие советского флота. - ВИЕТ. 1993. №1. С.69-85.

Тематика материала: История развития военной техники в XX в.; история советской военной техники в XX в.; развитие техники и вторая мировая война; взаимоотношения России и США в XX в.; ленд-лиз и его роль в Великой отечественной войне.

Реферат: Закон о ленд-лизе для СССР был подписан в США президентом Ф.Рузвельтом 11 июня 1942 г. По условиям ленд-лиза материалы, уничтоженные или использованные в период войны, не подлежали оплате, а уцелевшее и пригодное для гражданских целей имущество следовало оплатить полностью или частично в порядке погашения долгосрочного кредита. В послевоенные годы в СССР долгое время замалчивалась или принижалась роль поставок по ленд-лизу в победе нашей страны над Германией. Так, в немногочисленных публикациях утверждалось, что объем этих поставок был равен 4% от всей произведенной в СССР в 1941-1945 гг. военной продукции, причем качество ввозимого оружия являлось весьма низким. В статье, на основе анализа ставших доступными архивных материалов, показано, что, хотя решающую роль в разгроме Германии сыграла военная продукция отечественного производства /этот вывод в целом поддерживают и американские исследователи/, значение ленд-лиза было весьма существенным, а в некоторых областях вооружения решающим, т.к. таких видов военной техники, как устройства радио- и гидролокации, многоствольные бомбометы, неконтактные тралы и др. в Советской Армии просто не было. Как правило, поставляемая техника являлась новой и находилась на вооружении союзнических армий, при этом особенно велика роль ленд-лиза была в развитии Тихоокеанского флота. В целом же поставки военной техники в СССР с 1941 по 1945 гг. составили от общего объема отечественной продукции: орудия - 7,4%, танки и САУ - 13,4%, боевые самолеты -20,5%, автомашины и тягачи - 212,7%. Таким образом, Советская Армия, по сути, ездила на американских автомашинах. Кроме того, очень важными для отечественной промышленности, особенно в первый период войны, были поставки стратегического сырья - алюминия, олова, молибдена и др. Что касается названной впервые Сталиным цифры 4%, то она учитывала лишь поставки в 1941-1943 гг., когда США и Великобритания сами находились в тяжелом положении и не могли оказать более существенной помощи СССР. Что касается боевых качеств американской и английской техники, то некоторые ее виды /особенно танки/, действительно, существенно уступали советскому оружию. С другой стороны, поставляемые средства обнаружения целей, высокоточные приборы, автомобили и др. по своему качеству и количеству существенно превосходили отечественную продукцию.