Борисов В.П., Волков А.В. Полпред российской школы прикладной механики (новые материалы о жизни и деятельности В.И.Юркевича). – ВИЕТ. 2000.№2. С. 36-44.

Автор: Борисов Василий Петрович – кандидат технических наук, Институт истории естествознания и техники РАН; Волков Андрей Владимирович – аспирант, Институт истории естествознания и техники РАН.

Источник: Борисов В.П., Волков А.В. Полпред российской школы прикладной механики (новые материалы о жизни и деятельности В.И.Юркевича). – ВИЕТ. 2000.№2. С. 36-44.

Тематика материала: история техники в ХХ в.; история кораблестроения в ХХ в.; международные связи ученых; биография В.И.Юркевича.

Реферат: Статья основана на архивных материалах и содержит неизвестные ранее материалы о жизни и творчестве специалиста в области теоретических основ кораблестроения В.И.Юркевича. Эмигрировавший из России уже сформировавшимся ученым, Юркевич был представителем российской школы кораблестроения, фундамент которой заложил А.Н.Крылов. Первые публикации о Юркевиче в нашей стране стали появляться с 1990 г. В это же время исследователи получили возможность работать с материалами личного фонда ученого, переданного в архив его вдовой О.В.Юркевич – дочерью писателя В.В.Крестовского, автора романа «Петербургские трущобы». В настоящее время фонд Юркевича находится в Российском государственном архиве экономики (фонд 341). Владимир Иванович Юркевич родился 5(17) июня 1885 г. в Москве в семье потомственного дворянина, действительного статского советника, преподавателя истории и географии в московской женской гимназии. В 1903 г., окончив с золотой медалью 4-ю московскую гимназию, Юркевич поступил на кораблестроительное отделение Петербургского политехнического института, готовившее морских инженеров-кораблестроителей. В 1909 г. он окончил институт и поступил на Балтийский судостроительный и механический завод, где сначала работал помощником строителя линейного корабля «Севастополь», а с 1911 г. конструктором технического корабельного бюро завода. Под руководством видного ученого К.П.Боклевского начал разрабатывать собственную концепцию проектирования корпуса судна. Характерной чертой кораблей конструкции Юркевича стала «бульбообразная» форма носа, способствовавшая лучшему обтеканию корабля. Обводы судна приобретали необычную форму, корабль более резко сужался к носу и корме. Идеи Юркевича после ряда испытаний были одобрены, однако строительству кораблей помешала революция. В 1920 г. Юркевич покинул Россию, обосновавшись сперва в Константинополе, а затем в Париже, где устроился токарем на заводе «Рено». Позже он стал чертежником на судостроительном заводе в г. Аржантей, а с 1929 г. Юркевич занялся проектированием судов для французской фирмы «Пени» на судостроительной верфи в Сен-Назере. В 1928 г. было принято решение использовать разработки Юркевича при строительстве нового трансатлантического лайнера «Нормандия». Корабль был спущен на воду в октябре 1932 г. и отличался от других кораблей тем, что у него почти отсутствовала носовая волна. После первого трансатлантического перехода «Нормандии» Юркевич открыл в Париже собственное Бюро проектирования морских судов. В 1937 г. он переехал в США, где открыл кораблестроительную фирму, в которой в годы войны разрабатывал проекты железобетонных танкеров «трубного» типа грузоподъемностью 100-300 т. На основе этих проектов затем был построен опытный «Фантом» грузоподъемностью 300т. В годы войны Юркевич также вел сбор средств для оказания помощи Красной Армии и населению СССР. Последней крупной работой, выполненной под руководством Юркевича в 1955-1961 гг., стал проект океанского пассажирского лайнера на 6 тысяч человек, отличительной особенностью которого было размещение всех пассажиров в каютах одного класса, преимущественно двухместных. Такой проект должен был существенно – в четыре раза – снизить стоимость трансатлантического рейса и сделать его доступным для небогатых пассажиров. К сожалению реализовать этот и ряд других интересных проектов Юркевичу не удалось. Умер создатель некогда самого крупного в мире лайнера «Нормандия» 14 декабря 1964 г. в своем доме в пригороде Нью-Йорка.