Раушенбах Б.В. О логике триединости. - Вопросы философии. 1990. №11. С. 166-168.

Автор: Раушенбах Борис Викторович - академик РАН; Московский физико-технический институт. Умер.

Источник: Раушенбах Б.В. О логике триединости. - Вопросы философии. 1990. №11. С. 166-168.

Тематика материала: наука и религия; наука и культура; история математики.

Реферат: В статье рассмотрена проблема логической правильности учения о троичности Бога, введенного на Втором Вселенском соборе. Понятие Троицы нередко считается логически абсурдным, что является, по мнению атеистов, свидетельством бессмысленности этого понятия, а, по мнению верующих, - свидетельством содержащейся в нем божественной тайны. Между тем, понятие Троицы является логически безупречным с точки зрения самой обычной формальной логики. Для того чтобы это показать, необходимо найти математический объект, логически изоморфный Троице, т.е. обладающий теми же логическими свойствами. Поскольку математика целиком построена на формальной логике, мы получим доказательство логической правомерности данного понятия. Искомый математический объект должен обладать основными логическими свойствами Троицы. 1. Триединость. Бог, с одной стороны, един, а с другой, - является Троицей. 2. Единосущность. Единый Бог составляется из трех Лиц, каждое из которых является Богом. 3. Неслиянность. Парадоксальность триединости и единосущности можно снять, если предположить, что единый Бог может попеременно приобретать облик Отца, Сына и Святого Духа. Это означало бы "слиянность" Ипостасей. Однако каноническое учение исключает такую возможность. Все три ипостаси существуют одновременно и всегда, при этом они качественно различны и не могут заменять друг друга или сводиться друг к другу. 4. Нераздельность. Если не ввести требование нераздельности, то всегда сохраняется возможность трактовать три Лица как три независимых Бога. Смысл нераздельности заключается в том, что три лица выступают всегда вместе и все, что делается, делается ими совместно. По мнению автора статьи перечисленными логическими свойствами обладает обычный ВЕКТОР, которому соответствуют три его составляющие, расположенные на осях координат. Сам вектор и его составляющие являются одним и тем же (триединость). Составляющие вектора сами тоже являются векторами (единосущность). Аналогично интерпретируются свойства неслиянности (одна составляющая вектора не может заменить другую) и нераздельности - составляющие вектора связаны с ним абсолютно (т.к. являются его проекциями на оси), а следовательно, абсолютно связаны и с друг с другом. Таким образом, обыкновенный вектор в трехмерном пространстве и его три ортогональные составляющие дают логически безупречный пример объекта, обладающего совокупностью необходимых свойств. Обычные же сомнения в логической корректности понятия Троицы возникают из-за того, что в своих рассуждениях сомневающиеся не поднимаются выше самой примитивной арифметики типа 3=1 или 1=3. В статье также отмечается, что рассмотренная выше совокупность четырех логических свойств является необходимой и нарушение любого из них делает невозможным существование введенного объекта. Так, нарушение триединости говорит о том. Что пространство перестало быть трехмерным; единосущности - что объект не является более вектором, а, например, стал кватернионом; неслиянности - что система координат уже не ортогональна; нераздельности - что три введенных вектора перестали быть составляющими исходного вектора. В то же время, автор подчеркивает, что, по аналогии с понятиями теоретической физики, учение о Троице и Ее внутренней структуре можно сформулировать и описать, но наглядно представить себе нельзя. Что же касается непостижимой тайны Троицы, то к ней относится не логическая структура Троицы (она вполне разумна), а внутренняя жизнь Бога.