Кобзарь В.И., Сергеев К.А., Солонин Ю.Н. Методологические аспекты истории формирования технических наук. - Вопросы философии. 1982. №11. С. 109-115.

Автор: Кобзарь Владимир Иванович - кандидат философских наук, Ленинградский государственный университет им. А.А.Жданова; Сергеев Константин Андреевич - кандидат философских наук, Ленинградский педагогический институт; Солонин Юрий Никифорович - кандидат философских наук, Ленинградский государственный университет им. А.А.Жданова.

Источник: Кобзарь В.И., Сергеев К.А., Солонин Ю.Н. Методологические аспекты истории формирования технических наук. - Вопросы философии. 1982. №11. С. 109-115.

Тематика материала: наука и культура; наука и религия; наука и техника в древности; наука и техника в средние века; научная революция 16-17 вв.

Реферат: Формирование и выделение технических наук в самостоятельные научные дисциплины обычно относят к 18 в. Все предшествующие века называют временем предварительного накопления технических знаний, рождающихся в различных сферах практической деятельности человека и затем обслуживающих ее. Авторы статьи ставят перед собой задачу: выяснить, почему технические науки возникли значительно позже других, а технические знания на протяжении весьма длительного времени не получали статуса научного знания. Важнейшей предпосылкой такого отставания практического знания от теоретического были крайне примитивные представления о сущности деятельности человека. Именно этим объясняется то, что техническая практика долгое время не располагала адекватной теорией, а результаты теоретического мышления на протяжении многих столетий не были использованы в технологических процессах. Так, даже после формирования основ науки Нового времени техническая практика значительно отрывалась от теории, возникавшей постфактум: сначала была создана паровая машина, а затем термодинамика, сначала самолет, а потом теория полета и т.д. Исследуя причины разрыва между научным и техническим знаниями, авторы статьи обращают внимание на то, что определенные социальные условия орудийно-технической деятельности придавали техническим знаниям такую форму, которая длительное время не подпадала под современные ей критерии научной рациональности. Орудийная деятельность человека просто не осознавалась им как нечто особенное и не отделялась от таких его естественных действий, как способность бегать или использовать свои руки. В начале человеческой истории технические усовершенствования орудийной деятельности осуществлялись столь медленно, что общественное сознание еще не могло зафиксировать их как нечто особенное. Изобретения погружались в систему обычных, так сказать, "природных" актов и представлялись человеку в качестве данных таким же образом, как и предметы его естественного окружения. Впервые теоретическая установка, предполагающая анализ и обоснование даже привычных явлений, была выработана в древнегреческой философии, что привело к интенсивному развитию античной науки, прежде всего математики. Однако установки античных мыслителей исключали возможность теоретической рефлексии над теми видами общественной практики, внутри которых рождались технические знания. Необходимые установки возникают значительно позже, в эпоху Возрождения. До этого техническая деятельность неразрывно связывается в общественном сознании с конкретными, жестко фиксированными и разделенными между собой ремеслами, которые к тому же практически не отличали от искусств. Тем самым технические достижения могли рассматриваться как проявление искусности мастера, а не прогресс в постижении законов природы. В статье показано, что предпосылки для становления принципиально нового отношения к технике возникают в 16 веке. Это возникновение было связано, во-первых, со стремительным прогрессом техники, во-вторых, с секуляризацией искусств (особо отмечена роль Леонардо да Винчи, внесшего элементы теоретического анализа в искусство и инженерную деятельность), в-третьих, с оживлением в эпоху Возрождения к магическим наукам (например, алхимии), создававшим предпосылки для синтеза теоретического и практического знания.