Чешков М.А. "Новая наука", постмодернизм и целостность современного мира. - Вопросы философии. 1995. №4. С. 24-34.

Автор: Чешков Марат Александрович - доктор исторических наук, Институт мировой экономики и международных отношений РАН.

Источник: Чешков М.А. "Новая наука", постмодернизм и целостность современного мира. - Вопросы философии. 1995. №4. С. 24-34.

Тематика материала: наука и культура; наука и религия; наука и идеология.

Реферат: В статье анализируются различные (идеологические, культурологические, историко-социальные) аспекты связи современной науки с т.н. постмодернизмом. Постмодернизм возникает в 1960-е гг. как литературно-эстетическое течение, но вскоре, особенно во Франции, становится разновидностью философии и уже в этом качестве распространяется в США и в Европе. Одной из важнейших особенностей постмодернизма является его глубокая связь с литературой, которая рассматривается как отправная точка и даже модель для разработки теории в любой области знания. Подобная особенность связана с использованием понятия "текст", посредством которого характеризуется любое выраженное языком произведение. Кроме того, сторонники постмодернизма аргументируют свой подход к анализу литературы ссылками на особую восприимчивость литературного творчества ко всем сторонам человеческого опыта, включая проблемы рациональности, саморефлексии, метатеоретического мышления. В статье постмодернизм рассматривается как феномен общественного сознания, порожденный распадом того предшествующего типа сознания, в котором наука выступала в роли ядра и играла роль, аналогичную роли мифа и религии в прежние времена. Постмодернизм возникает как реакция на потерю наукой ее роли доминанты общественного сознания, как реакция на распад данной социокультурной матрицы. В свою очередь постмодернизм выступает и как важный фактор, усиливающий этот распад. Постмодернизм ставит под вопрос современную науку в ее двойной функции: и как особого, "привилегированного", способа познания, и как ядра современной или модернистской социально-культурной матрицы. При этом сторонники постмодернизма критикуют не только науку, но и все современное западное общество, мировоззрение которого базируется на науке и вере в ее безграничный прогресс. Постмодернисты полагают, что естественные науки ныне все в меньшей мере играют роль идеала научного знания. В то же время ими подчеркивается особая сложность социального знания. Таким образом воздействие постомодернизма на науку двояко: она ставится в ситуацию собственной исчерпанности, предельности, когда ее новые версии уже невозможны; с другой стороны, стимулируется ее обновление. В том числе и такое, когда разрабатываются выходы за пределы научного знания, когда наука может совершенствоваться, включая в себя различные формы гуманитарного знания. Помимо общих характеристик постмодернизма и его воздействия на развитие современной науки, в статье рассматриваются проблемы становления постмодернизма в странах неевропейских культур, в частности, в Японии и Индии, где западная модель цивилизации никогда не считалась единственно возможной моделью развития общества. При этом особое внимание уделено роли религии и традиций, которые ранее рассматривались как сугубо "второсортная", донаучная форма постижения действительности. Нынешние же трансформации в научном знании делают его более открытым по отношению к религии и традиции. Причем последняя все чаще воспринимается не только как несущая в себе нечто позитивное, но и как своего рода воплощение базовых истин, лежащих в основе все человеческой практики.