Андреев А.Ю. «Геттингенская душа» Московского университета (из истории научных взаимосвязей Москвы и Геттингена в начале Х1Х века). – ВИЕТ. 2000. №2. С. 73-101.

Автор: Андреев Андрей Юрьевич – кандидат исторических наук, кандидат физико-математических наук, исторический факультет Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова.

Источник: Андреев А.Ю. «Геттингенская душа» Московского университета (из истории научных взаимосвязей Москвы и Геттингена в начале Х1Х века). – ВИЕТ. 2000. №2. С. 73-101.

Тематика материала: международные связи ученых; история Московского университета; научно-техническая политика в России и Германии в 18-19 вв.

Реферат: Представление о «геттингенской душе» вошло в русскую литературу Х1Х в. благодаря Пушкину, который воплотил в образе Ленского черты своих друзей-наставников лицейской поры - братьев Александра и Николая Тургеневых, Петра Каверина, Александра Куницына, испытавших сильное воздействие немецкой культуры эпохи романтизма. Немецкую модель университетской науки Россия приняла еще в XVIII в., что объяснялось давностью и прочностью научных контактов с Германией. Выбор этой модели оказался весьма плодотворным, т.к. именно немецкие университеты смогли в наибольшей степени воплотить идеалы эпохи Просвещения. Эти идеалы включали в себя, в частности, переход от схоластических традиций обучения, предполагавших, что истина уже дана и задача преподавателя – передать ее в неискаженном виде, к представлениям о том, что истину необходимо искать, а задача преподавателя – побудить слушателей к этому, сделать их полноправными участниками процесса познания. В Новое время принцип «трех свобод» – преподавания, обучения и исследования – постепенно занимает ведущее место в университетах Европы и США. При этом университет в Геттингене, созданный в 1737 г. по проектам Лейбница королем Англии и курфюстом Ганновера Георгом 11, стал одним из наиболее передовых учебных заведений, привлекавших талантливую молодежь из разных стран Европы, включая Россию. В Московском университете геттингенцы появились почти с самого его основания. Первым выпускником Геттингена в Московском университете стал прибывший в 1757 г. в Россию Иоганн Иоахим Рост, которого пригласили для преподавания английского языка, но вскоре из-за нехватки профессоров он занял кафедры физики и математики, читая одновременно прикладную математику, механику, военную и гражданскую архитектуру, геодезию, артиллерию, гидравлику и гидротехнику, астрономию, физику и географию. Вторым геттингенцем стал Бернгард Андреас (Иван Андреевич) Гейм, поступивший на службу в Московский университет в 1781 г. и прошедший путь от преподавателя немецкого языка до профессора и ректора университета. В статье отмечается, что, несмотря на первые успехи, в конце XVIII в. в университетской жизни России начинается кризис, обусловленный отсутствием общественного статуса науки. Для того чтобы немецкая модель науки и образования могла прижиться на российской почве, должен был утвердиться авторитет самого звания ученого-профессора, в частности, через включение ученых степеней в отечественную лестницу чинов и званий. Кроме того, требовалось создать систему начального и среднего образования, способную выпускать людей, подготовленных к восприятию лекций. Наконец, надо было продемонстрировать обществу ценность и привлекательность научного познания. Все эти задачи в XVIII в. не были решены, поэтому, когда в эпоху Павла 1 правительство утратило интерес к науке, уровень университета начал стремительно падать. Выход из кризиса лежал в новом обращении России к родственной в научном плане Германии. Это обращение произошло в атмосфере пробуждающегося интереса немецких ученых к России, что делало возможным плодотворное взаимодействие двух научных культур. Основным партнером России на этой стадии университетских преобразований, происходивших в начале Х1Х в., стал Геттингенский университет, а главным проводником культурных влияний (теперь уже эпохи романтизма) был Московский университет. В статье рассмотрены различные аспекты длительных, почти вековых, взаимоотношений двух университетов.