Джиджян Р.З. Процесс научного поиска: структура, этапы и средства. - Вопросы философии. 1986. №1. С. 86-94.

Автор: Джиджян Роберт Залибекович - кандидат философских наук, Ереванский государственный университете им. К. Маркса.

Источник: Джиджян Р.З. Процесс научного поиска: структура, этапы и средства. - Вопросы философии. 1986. №1. С. 86-94.

Тематика материала: научное творчество.

Реферат: Автор статьи ставит перед собой задачу раскрытия механизма, структуры и средств процесса открытий и изобретений. При этом утверждается, что первый уровень раскрытия структуры процесса исследовательского поиска заключается в утверждении его аналитико-синтетической структуры: необходимой предпосылкой решения любой научной задачи является ее анализ, глубина и обстоятельность которого определяют качество синтезируемой на его основе идеи решения (научной догадки, гипотезы и т.д.). Второй уровень детализации структуры научного поиска заключается в указании шагов и средств решения научной проблемы (задачи) и синтеза идеи ее решения. Эффективный анализ научных задач и проблем осуществляется последовательностью следующих шагов: выделение главного и отвлечение от второстепенного, расчленение задачи на более простые подзадачи (формирование "дерева" подзадач), составление плана решения путем отбора перспективных отбрасывания тупиковых "ветвей" при помощи метода "просвечивания ветвей", привлечение необходимой дополнительной информации. Суть "просвечивания" заключается в следующем: рассматривая данную "ветвь дерева" подзадач, следует выяснить, не просматриваются ли в конце "ветви", хотя бы приближенно, основные элементы и соотношения условия задачи. Соответственно, для дальнейшего исследования предпочтение нужно отдать тем "ветвям", через которые основные элементы проблемы более или менее виднеются. Основным средством синтеза научных идей, по мнению автора статьи, является аналогия с идеей решения некоторой сходной задачи, что иллюстрируется рядом примеров из истории науки. Отдельно в статье рассмотрен вопрос о циклическом характере процесса научного открытия: отрицательный результат проверки гипотезы зачастую влечет за собой не отбрасывание последней и поиск альтернативных решений, а усовершенствование исходной догадки. Циклическое повторение анализа задачи, синтеза идеи решения и ее проверки позволяет углубить понимание проблемы. Кроме того, каждая относительная неудача существенно ограничивает область дальнейших поисков и подготавливает ученого (в случае неудачи) к использованию принципиально новых идей. Одним из важнейших методов поиска таких идей в современных условиях коллективного творчества является метод "мозговой атаки", который начинает применяться в 1950-е гг. в США в ряде ведущих фирм и лабораторий. В ходе такой атаки группа из 10-15 человек самых разных профессий и наклонностей собирается на 1-2-часовые сессии в связи с конкретной задачей, как правило, каждый раз в новом составе. При этом активизация творческой продуктивности достигается двумя основными путями: полным запретом критики (и самокритики) в момент генерации идей и коллективным ассоциативным развитием выдвигаемых решений всеми участниками сессии. Наряду с методом "мозговых атак" в фирмах используются также и постоянные группы из 6-7 человек, которые совместно решают творческие задачи в течение нескольких лет. Для оптимальной комплектации такой группы в нее нужно включить: 1) постановщика задач - опытного специалиста, хорошо ориентирующегося в злободневных проблемах своей отрасли; 2) сильного аналитика; 3) яркого генератора идей; 4) энциклопедиста-разработчика, имеющего способности и навыки детальной, количественной разработки принципиально новых решений; 5) придирчивого критика; 6) авторитетного руководителя, активно направляющего работу группы, умеющего увлечь исследуемой проблемой ее членов.