Смирнова Н.М. Теоретико-познавательная концепция М.Полани. - Вопросы философии. 1986. №2. С. 136-144.

Автор: Смирнова Наталья Михайловна - кандидат философских наук, кафедра философии Московского инженерно-физического института.

Источник: Смирнова Н.М. Теоретико-познавательная концепция М.Полани. - Вопросы философии. 1986. №2. С. 136-144.

Тематика материала: социология науки; научное творчество; биография М.Полани (Polanyi).

Реферат: Майкл Полани (1891-1976) является одним из крупнейших теоретиков научного познания второй половины 20 века. Будучи уже известным ученым М.Полани (Polanyi) оставил место научного сотрудника в Берлинском институте физической химии и, эмигрировав в Англию, целиком посвятил себя исследованию философских и социологических проблем развития науки. Главным вкладом Полани в методологию науки является разработка концепции так называемого неявного знания. В основе этой концепции лежит идея о существовании двух типов знания: явного или центрального (focal) и неявного или периферического (tacit, subsidiary). В дополнение к явному, выраженному в словах и рассматриваемому как объективное знанию человек в любых познавательных процедурах оперирует неявным, имплицитным, периферическим знанием. Иначе говоря, существуют вещи, о которых мы что-то знаем, но не можем выразить это знание словами. Это в особенности касается искусства, мастерства, навыков. Я могу сказать, что умею водить велосипед и плавать, но это не означает, что я могу сказать, как сохранять равновесие или держаться на плаву. Таким образом есть операции, которые я умею осуществлять, но не могу выразить свое знание словами. Анализируя эти особенности человеческой деятельности, Полани приходит к выводу, что и в научном познании функционируют два принципиально различных способа постижения объекта: 1) целостный, достигаемый посредством концентрации внимания на выполняемых объектом функциях; 2) через исследование внутренней структуры объекта путем анализа составляющих его элементов. Когда мы концентрируем внимание на выполняемой объектом функции, то видим элементы, его составляющие, лишь "боковым зрением" и имеем о них периферическое, неявное, имплицитное знание. Акцентируя же внимание на отдельных элементах объекта познания, мы теряем их интегральную сущность, представление о том, чему он служит. И обратно, чем более познавательная активность субъекта ориентирована на целостное восприятие объекта познания, тем более имплицитным становится знание его элементов. Явное знание элементов достигается ценой разрушения представления о целостном объекте. Такая схема связи периферического и фокального знания, считает Полани, воспроизводится во всех актах познания. При этом неявное знание (навыки работы с каким-то объектом) может быть передано лишь посредством личных контактов, в которых логико-вербальные средства играют лишь вспомогательную роль. Так, изучение информационных связей ученых показало, что специалисты принципиально не могут выразить в общезначимых формах языка весь имеющий у них опыт по созданию принципиально новых устройств (например, лазеров особого типа). Поэтому другим ученым не удается воспроизвести такие устройства на основе одной лишь технической документации. Для успеха всегда нужны личные контакты, в ходе которых только и возможна передача определенных навыков. В своей концепции Полани придает изучению навыков исключительно большое значение, видя в них как универсальные схемы человеческой деятельности, ассимилированные культурой, так и мощный механизм социальной памяти, транслирующий из поколения в поколение накопленный фонд личностного знания.