Федотова В.Г. Штарнбергская группа (ФРГ) о закономерностях развития науки. - Вопросы философии. 1984. №3. С. 125-133.

Автор: Федотова Валентина Гавриловна - кандидат философских наук, Институт философии АН СССР.

Источник: Федотова В.Г. Штарнбергская группа (ФРГ) о закономерностях развития науки. - Вопросы философии. 1984. №3. С. 125-133.

Тематика материала: социология науки; научное творчество.

Реферат: На рубеже 1970-1980-х гг. в социологии науки широкую известность приобрела концепция финализации (Finalisation, Finalisierung), развитая представителями исследовательской группы, организованной в рамках института им. Макса Планка (Штарнберг). В эту группу вошли такие науковеды, как Г.Беме, В.Деле, В.Крон и др. (G.Bohme, W. Van den Daele, W.Krohn). Данная статья посвящена анализу концепции финализации, знакомство с которой важно для понимания тенденций развития современной социологии науки, а также для выработки адекватных стратегий в области научной политики. Финализацией представители Штарнбергской группы называют процесс формирования теорий под влиянием внешних целей. В принципе, общество всегда оказывает воздействие на развитие науки, однако далеко не всегда это воздействие выражается в форме создания научных теорий определенного типа. Поэтому члены Штарнбергской группы различают связь науки с внешними целями, имеющую место на протяжении всей ее истории и связь типа "финализация", которая возникает лишь в конце Х1Х века. До определенных пор в науке, считают представители Штарнбергской группы, в науке действовала "дарвиноская модель" внутренней эволюции и решающую роль играли внутринаучные методологические регуляторы. Снижение роли внутренних факторов развития науки обусловлено рядом причин: необходимостью согласования теоретической стороны исследования с внешними целями; тенденцией к дегенерализации знания - переходом от универсальных к специализированным теориям; происходящим под влиянием практических задач движением от каузальных к функциональным связям в науке; увеличением сложности систем, описываемых наукой. Эти причины приводят к тому, что эволюционное развитие в науке сменяется социальным управлением наукой, постановкой перед ней внешних целей, учитывающих все приоритеты, в которых заинтересовано общество. Важную роль в переходе к внешнему регулированию играет и то, что объекты, имеющие отношение к экономическим, военным, медицинским и другим проблемам, сами выделены в результате научных исследований. Поэтому обращение с такими объектами и управление ими невозможно на основе навыком донаучного характера. В ряде случаев теоретическое освоение определенных областей является той формой, которая связывает науку и внешние для нее цели. Это предполагает "онаучивание" таких областей, а не простое приложение результатов, достигнутых в других областях науки. Онаучивание областей, обращение к которым определяется внешними целями, базируется на "зрелых" теориях, развитых ранее. Само же такое развитие науки, опирающееся на фундаментальные теории, но направляемое внешними целями, называется финализацией. В концепции финализации выделяются три стадии развития науки. Первая стадия - предтеоретическая, на которой преобладают эмпирические методы исследования. Вторая - парадигматическая, на которой осуществляется построение теории, а ученые руководствуются исключительно внутринаучными критериями исследования: согласование различных теорий, повышение степени их общности и т.п. Третья стадия не должна рассматриваться как простое приложение фундаментальных теорий к решению прикладных задач. Речь идет об особой форме развития науки. Понятие финализации дает более адекватную характеристику связи науки с вненаучными целями, чем понятие "прикладное исследование". Теории, возникающие под влиянием внешних целей, не сводятся к фундаментальным и не выводятся из них. Вместе с тем они не могли бы быть получены без фундаментальной теории. Так, гидродинамика основана на механике Ньютона. Однако она не выводима из последней, т.к. содержит ряд идеализаций (несжимаемость жидкости и др.), внешних по отношению к механике и введенных для решения особых классов задач.