Меркулов И.П. Развитие теоретической науки: роль скрытых предпосылок. - Вопросы философии. 1987. № 7. С. 42-53.

Автор: Меркулов Игорь Петрович - доктор философских наук, Институт философии АН СССР.

Источник: Меркулов И.П. Развитие теоретической науки: роль скрытых предпосылок. - Вопросы философии. 1987. № 7. С. 42-53.

Тематика материала: социология науки; научно-техническая политика; научное творчество.

Реферат: Разрабатываемые в последние годы в методологии науки и других науковедческих дисциплинах модели развития научно-теоретического знания в той или иной степени учитывают важнейшие характерные особенности современной науки - многоуровневый и нелинейный характер ее изменений, наличие сложных многофакторных корреляций, прямой и косвенной социокультурной детерминации, исторически меняющий характер стандартов научности, критериев приемлемости гипотез и теорий и т.п. Однако эти модели, а также опирающиеся на них методы планирования и управления научным прогрессом, как правило, игнорируют многочисленные факты, свидетельствующие о том, что познавательная деятельность включает в себя ряд неосознанных моментов. Так, истории науки видно, что неявные смыслы гипотез и теорий часто подолгу остаются неосознанными, образуя скрытую потенциальную основу будущих открытий. Элементы неосознанного, как свидетельствуют результаты исследований в области когнитивной психологии и психолингвистики, присутствуют также в процессах индивидуального восприятия сенсорной информации, в формировании и использовании языковых средств, в процессах научного творчества, научного открытия, где имеют место отбор фактов, установление связи между ними и их оценка в соответствии с сформировавшимися у исследователями перцептивными моделями и сенсорными гипотезами. Автор статьи подчеркивает, что неосознанные моменты играют важную роль даже в тех экспериментах, когда, казалось бы, сбор информации осуществляют лишь сложнейшие приборы. Между тем, в таких экспериментах также требуется особое умение, включающее в себя искусство измерения, наблюдения и т.п. Это умение или, другими словами, мастерство экспериментатора и инженера не может быть исчерпывающим образом реконструировано и представлено в виде рецептурных правил и инструкций, так как в структуру навыков практических действий входят неосознанные элементы, словесно невыразимое знание, содержание которого остается неизвестным во всех деталях даже тем, кто им обладает. Кроме того, практические действия экспериментатора определяются также теоретическими моделями экспериментальных установок, соответствующими "наблюдательными" теориями и гипотезами, в свете которых происходит отбор и интерпретация подлежащих объяснению научных фактов. При этом далеко не все теоретические предпосылки формулируются в явном виде, некоторые из них в течение долгого времени остаются невыявленными и для их выявления требуется создание принципиально новых теорий. Например, лишь создание теории относительности позволило осознать неявные предпосылки процедур определения положения и времени. Таким образом методологический анализ эволюции теоретической науки обязательно должен учитывать, что человечество обладает не только огромным арсеналом специфических научных и практических знаний, но и неизвестным запасом "скрытых" теоретических предпосылок и лишь частично осознаваемых сенсорных гипотез, лежащих в основе индивидуальных практических навыков. В статье роль неосознанного знания рассматривается на примере ряда фундаментальных экспериментальных и теоретических открытий в области естествознания Нового времени.