Стрельцова Г.Я. Декарт и Паскаль. - Вопросы философии. 1985. №3. С. 100-112.

Автор: Стрельцова Галина Яковлевна - кандидат философских наук, МГУ им. М.В.Ломоносова.

Источник: Стрельцова Г.Я. Декарт и Паскаль. - Вопросы философии. 1985. №3. С. 100-112.

Тематика материала: научная революция 16-17 вв.; наука и культура; наука и религия; научное творчество; биографии Р.Декарта и Б.Паскаля.

Реферат: Целью данной статьи является выявление параллелей и глубинного родства в мировоззрении гениальных французских философов, основоположников науки Нового времени - Рене Декарта (1596-1650) и Блеза Паскаля (1623-1662). В статье отмечается, что в истории философии существует давняя традиция противопоставления Декарта и Паскаля как представителей диаметрально различных полюсов в развитии теоретического мышления. Обычно противопоставляют рационализм, дедуктивную методологию и в целом своеобразную "антиэкзистенциальную" направленность философии Декарта мистицизму, индуктивной методологии, скептицизму и ярко выраженному "экзистенциальному" характеру мировоззрения Паскаля. К различиям в теоретической области исследователи часто присоединяют "контраст" в характере обоих мыслителей. Если Декарт представляется как спокойный и трезвый искатель истины, ясно видящий перед собой цель и упорно ее добивающийся, как гений, прекрасно понимающий свою значимость для науки и философии, наконец, как осторожный и умеренный человек, стоически взирающий на горести индивидуальной и социальной жизни, то Паскаль предстает мятущимся и вечно сомневающимся мыслителем, героем и мучеником науки одновременно, бурно переживающим любые несовершенства как в повседневных делах людей, так и в области философии, не боящимся открытых идейных битв, как, например, в борьбе с иезуитами. Анализируя эти оценки двух мыслителей, нередко в достаточно резкой форме критиковавших друг друга, автор статьи подчеркивает, что это была борьба внутри одного лагеря. Оба ученых выступали против слепого преклонения перед авторитетами за развитие научного знания и апеллировавших к "естественному свету" человеческого разума, опыту и эксперименту. По мнению автора, истоки различий и даже некоторой враждебности во взаимоотношения Декарта и Паскаля коренятся в том, что они по-разному оценивали перспективы безграничного развития человеческого разума. Паскаль не разделял оптимистической веры Декарта во всемогущую силу разума, науки и знания. Он не отрицал их огромного значения и сам немало содействовал развитию естествознания и математики. Тем не менее Паскаль считал, что успехи наук не сделают людей счастливее. Он считал стремление к счастью самой глубокой естественной потребностью человека. Причем люди, согласно Паскалю, не удовлетворяются временным, мимолетным счастьем, но желают "высшего блага", то есть высшего счастья. Между тем абстрактные науки равнодушны к человеческим проблемам, наука о человеке не развита и бессильна, а философы противоречат друг другу и предлагают десятки различных решений по каждой из проблем. Таким образом решающие противоречия между Паскалем и Декартом лежали не в науке и философии, а в области этики, религии и богословия. Если Декарт считал необходимым доказать бытие Бога и бессмертие души посредством доводов разума, то Паскаль был убежден в бесполезности философии для религии, полагая, что подлинная вера в Бога должна корениться в глубинах отчаявшегося "сердца", потерявшего надежду на возможность реализации земного счастья и возложившего все свои упования на потустороннее спасение, даруемое милосердным Богом. При этом Бог у Паскаля не просто творец природы, изучаемой физиками и математиками, а Спаситель человечества и учитель нравственности.