Соболев Д.А. Репрессии в советской авиапромышленности. – ВИЕТ. 2000. №4. С. 44-58.

Автор: Соболев Дмитрий Алексеевич – кандидат технических наук, Институт истории естествознания и техники РАН.

Источник: Соболев Д.А. Репрессии в советской авиапромышленности. – ВИЕТ. 2000. №4. С. 44-58.

Тематика материала: научно-техническая политика в СССР; наука и идеология; история авиации в СССР.

Реферат: Статья основана на архивных материалах и посвящена анализу трех волн репрессий, обрушившихся на советскую авиационную промышленность в конце 20-х и начале 30-х гг., в конце 30-х и в конце 40-х гг. Первая волна проходила под лозунгом борьбы с вредительством в промышленности. Термин «вредительство» был введен для того, чтобы объяснить целый ряд неудач в развитии экономики. Так. В 1929 г. собственных серийных самолетов в СССР почти не было, авиаиндустрия основывалась на выпуске лицензионных образцов истребителей и разведчиков западных стран, причем объемы их производства в несколько раз Уступали количеству боевых самолетов, выпущенных в Англии или во Франции. Бомбардировщиков и гидросамолетов не строили вообще. Виновниками этого отставания было решено сделать специалистов, якобы сознательно вредящих промышленности. В частности, когда в конце 20-х гг. СССР расторг договор с немецким авиаконструктором Г.Юнкерсом, который обещал, но так и не сумел организовать в нашей стране массовый выпуск цельнометаллических самолетов и мощных авиадвигателей, ОГПУ заявило, что созданное в Москве отделение фирмы – это на самом деле шпионско-контрреволюционная организация. Однако, несмотря на серьезность обвинения, никого из немецких инженеров тогда не тронули. С отечественными же специалистами не церемонились и в 1928-1930 гг. в Москве провели несколько громких судебных процессов: «Шахтинское дело (о вредительстве в угольной промышленности), суд над специалистами пищевой промышленности и др. Авиационных же специалистов на этих процессах не судили. Их без огласки арестовывали и отправляли в тюрьму. В 1928 г. было отправлено в тюрьму весь конструкторский отдел по гидросамолетам во главе с Д.П.Григоровичем. В 1929 г. был арестован Н.Н.Поликарпов – выдающийся авиаконструктор, прославившийся в 30-е гг. как создатель первоклассных истребителей. В этом же, 1929-м, году в Бутырской тюрьме было создано первое в истории авиации тюремное конструкторское бюро, получившее задание спроектировать истребитель с двигателем воздушного охлаждения, не уступающий по характеристикам лучшим зарубежным образцам. Главным конструктором бюро стал Григорович, а его заместителем – Поликарпов. В 1931 г. за успешную работу многие авиаконструкторы были амнистированы и даже премированы. Однако в 1937 г. началась новая волна репрессий, в ходе которых были арестованы руководители большинства заводов и конструкторских бюро. Теперь конструкторов судили и часто приговаривали к расстрелу уже не за вредительство, а за шпионаж. В 1938 г. НКВД стало создавать в тюрьмах и лагерях конструкторские коллективы – знаменитые «шараги». В статье отмечено, что идея воссоздать опыт 1930-1931 гг. принадлежала, скорее всего, не Берии, а самим заключенным, на что указывают некоторые найденные в архивах документы. Немало конструкторов было освобождено в 1940-1941 гг., однако многим из них пришлось работать в лагерях весь срок. Последний этап репрессий в авиапромышленности относится к концу 40-х – началу 50-х гг. и проходил под лозунгами борьбы за «идеологическую чистоту», против космополитизма и т.п. Были уволены многие конструкторы-евреи, вновь начались аресты, прекратившиеся только после смерти Сталина в 1953 г. Помимо преследований конструкторов в апреле 1946 г. в Москве в обстановке строжайшей секретности были арестованы и осуждены нарком авиационной промышленности А.И.Шахурин, командующий ВВВС маршал А.А.Новиков, главный инженер ВВС А.К.Репин и ряд других лиц, обвиненных в преступном сговоре о сдаче на вооружение некондиционных самолетов и двигателей с целью подрыва боеспособности Советской Армии в годы войны.