Понятие "природа" в античности и в Новое время /"фюсис" и "натура"/.

Автор: Ахутин Анатолий Валерьянович - кандидат химических наук, Институт философии РАН.

Источник: Ахутин А.В. Понятие "природа" в античности и в Новое время /"фюсис" и "натура"/. - М., Наука, 1988.

Тематика материала: История античного естествознания; история западноевропейской науки в ХУI-ХУII вв.; научная революция ХУII в.; философия и методология науки; природа и техносфера; естествознание и культура; история физического эксперимента.

Реферат: Представление о природе как объективной реальности, как неисчерпаемой в своем многообразии бесконечности и, наконец, как предмете экспериментальных исследований, проводимых в специальным образом оборудованных лабораториях, возникло сравнительно недавно, на рубеже ХУI и ХУII вв. Возникновение этого представления было неразрывно связано с формированием нового, экспериментально-математического естествознания, а также с начавшейся еще в средние века технической экспансией, предполагавшей /вначале неявно/ понимание природы как объекта покорения и преодоления. В наши дни такой взгляд на природу представляется крайне ограниченным и даже опасным из-за всевозможных экологических последствий. Однако возможен ли иной взгляд на природу, предполагающий, с одной стороны, более гармоничное отношение к ней со стороны человека, а, с другой, - продолжение развития и совершенствования техносферы, без которой существование современной цивилизации просто невозможно? Ответ на этот вопрос составляет, по сути, главную задачу монографии, в которой на материале трудов ученых и философов античности, Возрождения и ХУII века исследуются предпосылки возникновения и, что особенно важно, границы естественно-научного понимания природы. При этом основное внимание уделяется анализу идеи эксперимента как особого, воплощающего в себе важнейшие мировоззренческие элементы культуры, типа взаимоотношений между человеком и природой. Так, античная натурфилософия, ориентировавшаяся на эстетическое отношение к миру, основополагающим считала наблюдательный эксперимент и классификацию. Для средневековой культуры фундаментальным являлось причащение низшего к высшему, что, например, для мастера означало необходимость непрерывного совершенствования своей искусности во владении одним и тем же инструментом. Для эпохи Возрождения характерным был поиск неких рецептов, формул, приемов и заклинаний, посредством которых можно было бы подчинить себе силы природы. Только в ХУII в. формируется привычный нам приборный эксперимент, в котором ученый в лаборатории должен, подобно средневековому мастеру, приспособиться и создать такие искусственные условия, в которых природа смогла бы выявить свою скрытую гармонию /идеал античной натурфилософии/, и только после этого стать предметом утилитарного использования, как об этом мечтали ученые эпохи Возрождения.