Тулмин С. Моцарт в психологии. - Вопросы философии. 1981. №10. С. 127-137.

Автор: Тулмин Стефан (Toulmin S.) - профессор философии, Чикагский университет, США.

Источник: Тулмин С. Моцарт в психологии. - Вопросы философии. 1981. №10. С. 127-137.

Тематика материала: история медицины в СССР и США в 20 в.; наука и культура; биография Л.С.Выготского.

Реферат: Статья написана известным американским историком и философов науки и содержит анализ восприятия американским научным сообществом трудов выдающегося советского психолога Льва Семеновича Выготского (1896-1934). Долгое время советская психология воспринималась американцами как чуждая и неприемлемая для Запада. По сути, единственным известным Америке ученым был И.Павлов, которого совершенно ошибочно воспринимали как одного из провозвестников грубо материалистического подхода к изучению человека. Аналогичным образом воспринимались и советская психология. Начало пересмотру этих взглядов способствовала публикация в 1962 г. на английском языке книги Выготского "Мышление и речь", которая "дала возможность американским читателям почувствовать особенную остроту аналитического подхода этого ученого". Позже Майклом Коулом был издан сборник работ Выготского, носивший название "Разум в обществе". При этом Коул и его коллеги стали в США пропагандистами научного наследия Выготского и его учеников (прежде всего А.Р.Лурия). В статье отмечено, что Выготский начинал не как психолог. Сразу же после революции 1917 года он специализировался в МГУ как литературовед, и его первое исследование относилось к области литературной критики по "Гамлету" Шекспира. В своем анализе Выготский применил новейшие идеи современной ему психологии. Итогом применения такого метода исследований стала книга "Психология искусства", переведенная на английский язык в 1971 г. В 1920-е гг. Выготский оказывается постоянным участником дискуссий в Московском институте психологии на тему о "социальном и культурном в структуре сознания". Эти дискуссии велись с 1924 г., когда директором института стал К.Н.Корнилов. Энергия и оригинальность Выготского быстро сделали его лидером в дискуссиях. Вскоре он занялся медициной, чтобы овладеть кругом проблем нейрологического и психиатрического характера, имеющих отношение к проблемам понимания, формирования понятий и к проблемам сознания. Основное внимание Выготского было сосредоточено на проблеме сознания, а именно на том, как и в каких видах представлено сознание в жизни индивида. По мнению Выготского, к этой проблеме нельзя подходить ни с позиций генетического наследования, ни с позиций обусловленности сознания воздействием среды. В процессе своего становления ребенок под влиянием воспитания и приобретенного социального опыта "присваивает" себе определенные способы восприятия, мышления и поведения. В своих работах Выготский пытался в терминах психологии показать, как присвоение культуры, социализация и развитие мышления обретают свою форму во внутренней жизни ребенка, особенно под влиянием внутренней речи. (Выготский радикально переосмыслил роль внутренней речи в становлении сознания взрослого человека.) В статье прослеживаются параллели между исследованиями Выготского и американского психолога Вильгельма Вундта - одного из основоположником экспериментальной психологии. Единственная часть исследований Вундта, которая получила развитие в США, - это его экспериментальная программа. При этом американские ученые не обратили внимание на идеи Вундта о культурно-историческом характере всех высших психических процессов, а также тщетности поиска универсальных причинно-следственных связей в сфере "высших ментальных функций". Что же касается России, полагает автор статьи, то там благодаря традициям изучения исторического материализма изначально развивался культурно-исторический подход к проблемам психологии.