Гайденко П.П. У истоков новоевропейской науки. - Науковедение. 1999. №2. С. 102-125.

Автор: Гайденко Пиама Павловна - доктор философских наук, Институт философии РАН.

Источник: Гайденко П.П. У истоков новоевропейской науки. - Науковедение. 1999. №2. С. 102-125.

Тематика материала: наука и техника в средние века; научная революция 16-17 вв.; наука и культура.

Реферат: Статья посвящена анализу формирования европейской науки Нового времени. Важную роль в этом формировании сыграли фундаментальные изменения в духовной жизни и культуре позднего средневековья и Ренессанса (14-16 вв.). Для этой эпохи была характерна общая атмосфера скептицизма, которую до сих пор недостаточно принимали во внимание, но которая существенна для понимания тех интеллектуальных сдвигов, которые произошли в конце 16 - начале 17 вв. и позже получили название "научная революция". Исследуя создание этой скептической атмосферы, автор статьи анализирует роль двух факторов: номиналистической философии позднего средневековья и искусства (прежде всего - живописи) эпохи Ренессанса. Номинализм формировался в напряженной атмосфере конца 13 - начала 14 вв. В этот период шла ожесточенная полемика вокруг аввероизма (учения Аристотеля, переработанного мусульманскими и иудейскими мыслителями и ставшего известным европейцам в ходе крестовых походов), получившего широкое распространение благодаря учению Сигера Брабантского (ок. 1240-1282). Трактаты Сигера "О вечности мира", "О необходимости и взаимосвязи причин" защищали те положения Аристотеля, которые были несовместимы с догматами христианской веры: догмат творения и христианское учение о свободе воли. В сочинении "Вопросы о разумной душе" Сигер защищал так называемый "монопсихизм" - учение Аристотеля о едином и вечном разуме, подрывающем христианское убеждение в существовании индивидуальных разумных душ и их бессмертии. В атмосфере борьбы с аввероизмом формировались воззрения номиналистической школы 14 в., представители которой (Дунс Скот, Оккам, Буридан и др.) разрабатывали философские, математические и естественнонаучные идеи, сыгравшие исключительно важную роль в исследованиях Галилея, Декарта, Лейбница и др. мыслителей 17 в. В статье отмечается, что для 14-15 вв. характерна атмосфера скептицизма, связанная с переходом от объективно-онтологического к субъективно-психологическому обоснованию познания. При этом в стенах университетов антропологический подход утверждается едва ли не радикальнее, чем при дворах аристократической знати, в среде гуманистов, провозгласивших культ индивидуальности. Но наиболее заметно этот субъективно-антропологический подход заявил о себе в искусстве. Так, возникновение перспективной живописи было связано со стремлением художника изобразить мир с точки зрения глядящего на него человека. При этом мера субъективности может быть различной, она зависит от установки художника, однако момент зрительской иллюзии присутствует в идее перспективы изначально. Этим живопись Ренессанса принципиально отличалась от иконописи средневековья. Последняя не нуждалась в в правилах перспективы, поскольку не ставила своей целью изобразить предмет так, как его видит наш глаз. Средневековый иконописец изображает не просто чувственный образ, но воплощает идею - Первообраз. Поэтому и зритель должен увидеть в иконе явленный Первообраз, что технически достигается за счет использования так называемой "обратной перспективы", законы которой в наше время исследовал академик Б.В.Раушенбах. В статье подробно рассмотрены некоторые черты европейской живописи 15-17 вв. и проанализирована ее роль в становлении математики и естествознания Нового времени.