Царегородцев Г.И., Кармазина Е.В. Биоэтическое направление в современной буржуазной философии. - Вопросы философии. 1985. №12. С. 110-121.

Автор: Кармазина Елена Викторовна - старший преподаватель кафедры философии Новосибирского медицинского института; Царегородцев Геннадий Иванович - доктор философских наук, заведующий кафедрой АМН СССР.

Источник: Царегородцев Г.И., Кармазина Е.В. Биоэтическое направление в современной буржуазной философии. - Вопросы философии. 1985. №12. С. 110-121.

Тематика материала: история биологи и медицины в 20 в.; наука и идеология.

Реферат: Статья содержит обзор зарубежных работ 1970-х - начала 1980-х гг. по биоэтике и позволяет составить достаточно полное представление о начальном этапе развития этой дисциплины. Формирование биоэтики приходится на 1970-е гг. и связано с усилением влияния идей социального биологизма (социобиология, этология, неомальтузианство, социал-дарвинизм и др.) в философских и политических концепциях Запада. Сама биоэтика при этом определяется как совокупность "проблемных ситуаций", связанных с нравственными аспектами современной медицинской практики и прикладных биологических исследований: генной инженерии и медицинской генетики, медицинского экспериментирования на людях, "модификации поведения" с помощью фармакологических и нейрохирургических средств, практики эвтаназии, критериев определения смерти человеческого организма и т.д. Широкое обсуждение этих проблем, а также новых реалий в сфере медико-биологической деятельности получает название "биоэтического движения". Причем особенно широкий размах такие дискуссии получили в США, где с конца 1960-х - начала 1970-х гг. происходит лавинообразное увеличение количества публикаций по биоэтической (или медико-этической) тематике, а также создаются многочисленные исследовательские организации, к числу которых относятся Институт по исследованию человеческого воспроизводства и проблем биоэтики, Институт общественных, этических и биомедицинских наук, Общество в защиту здоровья и человеческих ценностей, Центр по медико-моральным исследованиям и образованию (организован Ассоциацией католических больниц) и др. В Великобритании подобная деятельность осуществляется Обществом исследования вопросов медицинской этики и Обществом в защиту здоровья и человеческих ценностей. Кроме того в 70-е гг. в Американской философской ассоциации был образован специальный комитет по философским проблемам медицины, исследования которого осуществляются в основном в направлении разработки биоэтической (медико-этической) проблематики. Тем не менее в философской литературе отсутствует более или менее разработанная теоретическая система, которая ставила бы своей целью определение сущности феномена биоэтики. В статье отмечается, что даже в фундаментальном англо-американском издании "Энциклопедия биоэтики" ("Encyclopedia of Bioethics". Ed. By W.T.Reich. Vol. 1. N.-Y., 1978) данная дисциплина характеризуется, с одной стороны, как "междисциплинарная теория", "мировоззренческая концепция", вызванная к жизни глубинным конфликтом между развивающимися технологиями и основными человеческими ценностями, с другой стороны, биоэтика рассматривается как "направление исследований", "область проблем", в изучении которых применимы старые методы исследования нравственных явлений, разработанные в прежних философских и этических теориях. В статье подробно рассмотрены позиции авторов ряда основополагающих зарубежных работ по биоэитике, а также некоторые работы отечественных авторов, содержащие марксистский анализ биоэтической проблематики.