Идейное наследие Л.И.Мандельштама и его дальнейшее развитие.

Автор: Рытов Сергей Михайлович - член-корреспондент АН СССР, начальник теоретического отдела Радиотехнического института.

Источник: Рытов С.М. Идейное наследие Л.И.Мандельштама и его дальнейшее развитие. - ВИЕТ. 1988. №3. С.41-54.

Тематика материала: История советской физики в первой пол. XX в.; проблемы формирования научной политики; методология физики; наука и идеология в СССР; биография Л.И.Мандельштама.

Реферат: Леонид Исаакович Мандельштам /1879-1944/ - выдающийся советский физик, специалист в области оптики, радиофизики, теории нелинейных колебаний и квантовой механики, с 1929 г. - действительный член АН СССР. Наряду с А.Ф.Иоффе /1880-1960/ Мандельштама считают основоположником /"отцом"/ советской физики, стремительное развитие которой началось в 20-е гг. При этом, если Иоффе был блестящим организатором науки, создателем целого ряда научно-исследовательских центров, прежде всего Ленинградского физико-технического института, то Мандельштам, скорее, "насаждал" физику вглубь, помогая своим многочисленным ученикам постичь дух и основы этой науки. Мандельштам был создателем крупнейшей отечественной школы теоретической физики, так называемой "школы Мандельштама", из которой вышли такие выдающиеся ученые, как А.А.Андронов, А.А.Витт, Г.С.Горелик, Г.С.Ландсберг, М.А.Леонтович, Н.Д.Папалекси, И.Е.Тамм, С.Э.Хайкин и мн. др. К наиболее выдающимся достижениям Мандельштама относится открытие, совместно с Ландсбергом, комбинационного рассеяния света. Однако Нобелевская премия за это открытие была присуждена в 1930 г. индийскому физику Ч.В.Раману, сделавшему свою работу позднее и менее полно, чем Мандельштам, но отправившему сообщение в Нобелевский комитет раньше своего советского коллеги, стремившегося детально проверить полученные результаты. Данная статья посвящена анализу особенностей теоретического мышления Мандельштама, необычайно глубоко и тонко чувствовавшего суть методологии физики. Свое понимание этой сути Мандельштам выражал термином "правильная идеализация" - некоторое, опирающееся на накопленный опыт, чутье и интуицию, умение отделять существенное от несущественного, без чего любая задача становится неразрешимо сложной. К сожалению, это умение /искусство построения плодотворных физических моделей/ практически неформализуемо и ему можно обучиться лишь в ходе длительной работы в исследовательском коллективе. Именно поэтому Мандельштам уделял столько внимания и сил созданию творческих коллективов ученых и обсуждению с ними особенностей физического мышления, что имело очень важное значение в эпоху научной революции в физике. В статье также проанализирован вклад Мандельштама в создание отечественной школы теории нелинейных колебаний - одного из ведущих направлений в современной физике, которое на рубеже 40-х и 50-х гг. подверглось гонениям и идеологическим "проработкам".