Терехов А.И. Особенности формирования кадрового потенциала российской науки ("диссертационная" модель научной карьеры). - Науковедение. 1999. № 2. С. 7-20.

Автор: Терехов Александр Иванович - кандидат физико-математических наук, Центральный экономико-математический институт РАН.

Источник: Терехов А.И. Особенности формирования кадрового потенциала российской науки ("диссертационная" модель научной карьеры). - Науковедение. 1999. № 2. С. 7-20.

Тематика материала: научно-техническая политика в России и с СССР; наукометрия.

Реферат: Карьера - важнейший узловой элемент научной системы, который связывает интересы отдельного ученого, относящиеся к его творческой самореализации и профессиональной эволюции, с интересами эффективного функционирования всей системы. В отличие от науки "высших достижений", науке как форме массовой деятельности присущи определенные статистические закономерности, анализу которых посвящена данная статья. При этом особое внимание уделено роли степени магистра, постепенно возвращаемой в практику подготовки специалистов, а также утвержденного ВАК России в 1996-1997 гг. ученого звания "профессор по специальности", присуждаемого докторам наук, которые, помимо прочих нормативных требований, должны иметь научный стаж не менее 5 лет и, как правило, не менее 5 учеников, которым присуждены ученые степени. Статья содержит графики динамики численности вновь утвержденных докторов и кандидатов наук с 1937 по 1997 гг., таблицы численности и половозрастного состава соискателей ученой степени кандидата и доктора наук, ученого звания "профессор по специальности" по различных научным дисциплинам. В статье также представлены графики возрастного распределения соискателей ученой степени кандидата и доктора наук и ученого звания "профессор по специальности" за 1997 г. и графики распределения интервала времени, требуемого для подготовки и защиты кандидатской диссертации; между защитой кандидатской и докторской диссертаций; между присуждением ученой степени доктора наук и присвоением ученого звания "профессор по специальности". Из проведенных статистических исследований видно, что в период с 1991 по 1997 гг. лидерство по представительству в отраслевом профиле новых кандидатов и докторов перешло к общественно-гуманитарным наукам. При этом наблюдалось существенное омоложение новых докторов, представляющих эти науки (особенно в педагогических и исторических науках), а также рост феминизации состава ученых. Отмечена тенденция роста привлекательности ученых степеней среди государственных служащих высокого ранга и политических деятелей. В статье отмечено, что важным фактором карьеры ученых становится их участие в исследовательских проектах, финансируемых научными фондами на конкурсной основе. Анализ данных об утверждаемых ВАК "профессорах по специальности" показывает, что из числа соискателей данного ученого звания в 1996-1997 гг., занимавшихся фундаментальными исследованиями в области естественных наук (152 чел.), 34% руководили проектами, поддержанными известными научными фондами. Выяснилось также, что эти 34% грантополучателей в среднем на 3 года моложе членов остальной части выборки. Кроме того у 75% из них (против 62% у остальных) продуктивность на отрезке времени между защитой докторской диссертации и получением профессорского звания была выше, чем в целом за всю научную карьеру. В статье высказываются соображения в пользу упразднения кандидатской степени (предоставив ее обладателям возможность защитить докторскую диссертацию), либо соединить ученую степень доктора наук и ученое звание "профессора по специальности", которые в известной степени дублируют друг друга.