Фейнберг Е.Л. Интеллектуальная революция. (На пути к единению "двух культур"). - Вопросы философии. 1986. № 8. С. 33-45.

Автор: Фейнберг Евгений Львович - член-корреспондент АН СССР, Физический институт АН СССР им. П.Н. Лебедева.

Источник: Фейнберг Е.Л. Интеллектуальная революция. (На пути к единению "двух культур"). - Вопросы философии. 1986. № 8. С. 33-45.

Тематика материала: наука и культура; научное творчество.

Реферат: Проблему взаимоотношения, взаимопонимания математики, естествознания и техник, с одной стороны, и гуманитарного знания - с другой, иногда называют "проблемой двух культур". К середине ХХ века эта проблема обострилась настолько, что, по мнению ряда авторов, возникла угроза разделения единой культуры человечества на две ветви, угроза утраты взаимопонимания между их представителями, которые воспринимают мир по-разному и самому понятию "познание" придают во многом несходное значение, а в духовной сфере ценят не одно и то же. В статье отмечается, что глубокие различия между двумя культурами были осознаны еще в эпоху античности, хотя ни в эту эпоху, ни долгое время спустя не рассматривались как антагонистические. Основой различий между гуманитарной и математической культурами мышления оказывалась разная по масштабу роль дискурсивного, формально-логического, аналитического подхода, с одной стороны, и интуитивного, внелогического, синтетического - с другой. В то же время, по мнению автора статьи, именно теперь, когда это расхождение, казалось бы, достигло высшей степени, именно успехи математизированного знания приводят к таким революционным изменениям, что эти "две культуры" начинают походить друг на друга. Прежде всего, была осознана невозможность чисто логического построения точных наук, включая саму математику. Особенно важную роль в этом осознании сыграла доказанная в 1934 г. знаменитая теорема К.Геделя (Godel), из которой следовало, что само дедуктивное развитие математической системы неизбежно приводит к ситуации, когда возникает необходимость в суждении, ни истинность, ни ложность которого нельзя доказать. Тем самым математикам в этой ситуации приходится делать внелогический выбор. Причем эта ситуация непрерывно воспроизводится на протяжении всей истории математики, делая принципиально невозможной превращение математики в полностью дедуктивную науку. Таким образом математика, а также все основанные на ней науки, содержат принципиально неустранимую внелогическую основу, что сближает эти науки с гуманитарными. Важную роль в сближении гуманитарной и математической культур может сыграть массовая компьютеризация, благодаря которой формально-логические операции во все большей степени передаются машине. Мыслительная деятельность человека освобождается от монотонного вычислительного труда и, в результате, все более очевидной становится роль интуитивного начала. Это процесс, выявляющий роль внелогических компонентов в естественнонаучном и математическом творчестве, можно назвать гуманитаризацией науки. Параллельно идет (там, где это возможно) математизация гуманитарных наук, что ведет к их сближению. В то же время, по мнению автора статьи, несмотря на выявление глубокого родства математической и гуманитарной культур, эти две сферы деятельности не могут из-за различий в предмете познания слиться в некую единую науку (или искусство).