Ленчук Е.Б., Стрепетова М.П. Научно-технический потенциал России: состояние и основные проблемы развития. - Науковедение. 1999. №3. С. 9-29.

Автор: Ленчук Елена Борисовна - кандидат экономических наук, Институт международных экономических и политических исследований РАН; Стрепетова Маргарита Петровна - кандидат экономических наук, Институт международных экономических и политических исследований РАН.

Источник: Ленчук Е.Б., Стрепетова М.П. Научно-технический потенциал России: состояние и основные проблемы развития. - Науковедение. 1999. №3. С. 9-29.

Тематика материала: научно-техническая политика в России и в СССР.

Реферат: В статье содержится комплексный анализ современного состояния научно-технического потенциала России и проблем его развития в ходе идущих в последние годы реформ. Одним из важнейших следствий этих реформ стало беспрецедентное сокращение числа отечественных ученых. В период 1992-1997 гг. численность занятых в сфере науки и научного обслуживания сократилось более чем в два раза. Если в 1990 г. персонал, занятый исследованиями и разработками в России насчитывал 1943,4 тыс. работников, то в 1997 г. их число составило только 946 тыс. человек. Число исследователей на сегодняшний день составляет примерно 450 тыс. человек. При этом по темпам сокращения числа исследователей Россия опережает даже экстремальный прогноз, высказанный экспертами Организации экономического сотрудничества и развития. В статье содержатся таблицы и графики, отражающие динамику изменения числа людей, занятых научными исследованиями. Эти изменения сопоставлены с изменениями численности ряда категорий служащих в России (учителя, врачи и др.), а также с численностью исследователей на 10 тыс. человек трудовых ресурсов в странах "Большой семерки", где с 1985 г. наблюдается медленный, но устойчивый рост количества ученых. В статье отмечено, что сильнее всего пострадала отраслевая, вузовская и заводская наука. В то же время, если с 1990 г. число кандидатов наук уменьшилось со 130 тыс. человек до 93 тыс., то число докторов наук возросло с 15,5 тыс. до 19,5 тыс. человек. Численность студентов и выпуск специалистов в 1990-1997 гг. в России оставалась примерно на одном уровне, Однако она отстает от общемировых тенденций развития системы высшего образования. Если в 1970-е гг. по числу студентов на 10 тыс. человек населения Россия занимала второе место в мире, то сейчас по этому показателю (179 студентов) ее обогнали Канада (299), Австрия (227), Бельгия (224), Финляндия (220), Испания (187) и некоторые страны Латинской Америки. В отличие от резкого сокращения кадрового потенциала науки число научно-технических организаций в период 1991-1997 гг. сократилось только на 14,5%. В статье рассмотрены некоторые тенденции в организации финансирования научных исследований и внедрения их результатов, в частности, благодаря деятельности многочисленных посреднических фирм. Правда, последние нередко паразитируют за счет научно-технологических разработок, сделанных еще в СССР. В статье проанализирована динамика "утечки умов" из России. В 1990-е гг. на постоянное место жительства уехало около 10% российских научных работников разного профиля, в том числе из РАН эмигрировало свыше 17% научных сотрудников. С учетом же эмиграции высококвалифицированных специалистов из других областей народного хозяйства потери России намного больше. При этом в Германию уехало 64,6%, в Израиль - 17,8%, США - 12,3% общего количества эмигрировавших специалистов. Быстрыми темпами также растет число людей, выезжающих за границу на учебу и для работы по контрактам. В связи с этим в статье рассматривается проблема технологической безопасности страны. Отмечено, что принимаемые до сих пор меры носят преимущественно декларативный характер и мало меняют положение дел.