Биологические и социальные иерархии /контексты письма Г.Г. Меллера И.В. Сталину/.

Автор: Бабков Василий Васильевич

Источник: Журнал "Вопросы истории естествознания и техники" /ВИЕТ/, 1997, N I. C. 76-94

Тематика материала: История советской науки в 20-30-е гг. XX в.; история биологии и генетики в XX в,; история евгеники в XX в.; наука и политика; наука и преобразование общества; биография Г.Г. Меллера.

Реферат: Герман Меллер /1890-1967/ - выдающийся американский генетик, лауреат Нобелевской премии /1946 г./. С 1933 по 1937 г. работал в СССР, в Институте генетики АН СССР, где заведовал отделом проблемы гена и мутации. Доминирующие интересы Меллера - радиационные воздействия на структуры наследственности и социалистическое переустройство общества путем улучшения наследственной природы человека. Меллер мечтал о создании социалистической, радикально отличной от нацистской и капиталистической, евгенетики и поэтому 3 мая 1936 г. он отправил Сталину письмо о необходимости создания в СССР центров изучения и управления наследственной природы человека. /Это письмо впервые опубликовано в этом же номере журнала ВИЕТ, с. 65-76/. Однако в решении задачи исправления природы человека помощь ученых Сталину была не нужна, поэтому письмо Меллера осталось без ответа, а в конце 1936 г. против советских генетиков /С. Левита и его института/ была развернута кампания травли и преследований. Весной 1937 г. Меллер уехал из Москвы в Испанию, где некоторое время работал в интернациональной бригаде по переливанию крови. Свои исследования в области генетики он продолжил сперва в Великобритании, а затем в США. В 1948 г. Меллер опубликовал открытое письмо АН СССР, в котором осуждал преследования советских ученых и разгром генетики. В связи с этим письмом Академия наук исключила Меллера из своих членов. Что же касается веры Меллера в возможность создания "прогрессивной социалистической евгеники", то эта вера была, в первую очередь, следствием такой фундаментальной черты европейской цивилизации, как убежденность во всемогуществе человеческого разума. Эта убежденность придавала особое значение прогрессу и свободному развитию индивидуума, а также оправдывала целенаправленные воздействия на человека, природу и общество ради их улучшения. Однако, как убедительно показал опыт XX столетия, грубые вмешательства в природные системы разрушают нарушают и разрушают естественно сложившиеся иерархии /в природе и обществе/ и ведут к образованию искусственно закрытых квазииерархий, существование которых поддерживается не собственной внутренней структурой, а непрерывным воздействием извне -- например, искусственным отбором или политическими репрессиями.