Каган М.С. Время как философская проблема. - Вопросы философии. 1982. №10. С. 117-124.

Автор: Каган Моисей Самойлович - доктор философских наук, Ленинградский государственный университет им. А.А.Жданова, философский факультет.

Источник: Каган М.С. Время как философская проблема. - Вопросы философии. 1982. №10. С. 117-124.

Тематика материала: наука и культура; наука и религия; наука и техника в древности; наука и техника в средние века.

Реферат: Анализ проблемы времени позволяет обнаружить две его форы - природную и социальную, или другими словами, объективно существует физическое и историческое время. И то и другое время является фактором общественного сознания и тем самым феноменом культуры. Каждая историческая эпоха по-своему трактовала проблему времени и изучение особенностей этой трактовки составляет сейчас одну из важнейших задач историко-философских и культурологических исследований. При этом именно анализ времени в контексте данных исторических культур позволяет в полной мере раскрыть принципиальное отличие времени от пространства. Физическое понимание времени не знает этого отличия и оно может рассматриваться как четвертое измерение пространства. Для истории человеческого общества время есть нечто принципиально отличное от социального пространства, ибо оно характеризует саму природу социального бытия - его прогрессивное развитие. Поэтому если физическое время индифферентно к системам ценностей и может быть только предметом научного познания, то социальное время можно не только познавать, но и ценностно осмысливать. Так, прогресс, убыстрение ритма развития, революционная форма перехода от старого к новому - это не только закономерности, но и ценности социально-исторического процесса. Поэтому одной из функций культуры становится осознание ценности времени, причем каждая культура делает это по-своему. В данной статье содержится ряд примеров особенностей понимания и восприятия времени в различных исторических культурах и в искусстве. В частности, в статье отмечается, что у народов древнего Востока и в античности господствовало пришедшее из первобытной культуры циклическое восприятие времени. С другой стороны, уже в этих культурах начинает вызревать та антиномия временного и вневременного, текущего и стабильного, изменяющегося и пребывающего, которая станет исходным пунктом средневековых представлений. Именно в средние века все преходящее было отнесено к изменчивой земной жизни индивида, а все вечное - к загробной жизни духа, к незыблемым формам государственного устройства и т.д. В эпоху Возрождения осуществляется поворот от того ценностного соотношения "преходящего" и "вечного", которое господствовало в средние века, к обратному их соотнесению, которое становится господствующим в Новое время. Текучесть времени начинает восприниматься как единственный реальный закон существования человека, общества и мира. С особой силой такое восприятие времени проникает в искусство. Так, в литературе появляется неизвестное ранее ощущение драматической власти бега времени над человеческой жизнью и возможности освободиться от этой власти лишь фантастическими средствами. Позже в искусстве и философии Запада начинает доминировать экзистенциальное восприятие времени, для которого единственно значимым и даже реальным является лишь индивидуальное время личности.