Л.П.Сергеев - пионер советской авиационной астрономии.

Автор: Зверев Митрофан Степанович - член-корреспондент РАН, Тихонов Вячеслав Ильич - главный специалист Госстандарта СССР, пенсионер.

Источник: Зверев М.С., Тихонов В.И. Л.П.Сергеев - пионер советской авиационной астрономии. - Историко-астрономические исследования. Выпуск ХVIII. 1986. С.217-238.

Тематика материала: История советской науки и техники в 30-40-е гг.; история авиации в 30-40-е гг.; астрономия и авиация; биография Л.П. Сергеева; история развития аэронавигации.

Реферат: В 30-е гг. уровень развития советской авиации позволял осуществлять дальние и сверхдальние перелеты /до 10 и более тысяч километров/. При этом большую важность приобрела проблема ориентировки самолета в пути. Особую остроту проблема аэронавигации представляла при полетах в Арктике, где из-за близости магнитного полюса Земли магнитные компасы работают ненадежно или вообще отказывают. В 30-е годы широкое распространение начинает приобретать радионавигация, основанная на определении направления приходящих к радиостанции самолета сигналов от земных радиостанций. Однако точность определения направления полета таким способом была еще недостаточной. К тому же слышимость радиосигнала быстро убывала по мере удаления от земных станций и зависела от помех, в изобилии возникавших вблизи магнитного полюса Земли. Тем самым в 30-е гг. наиболее надежным способом аэронавигации оказалась ориентировка по наблюдениям небесных светил, т.е. астрономическим способом. Преимуществами такого способа являлась его автономность - независимость от земных установок /ориентировку можно было осуществлять при помощи авиационного секстанта и хронометра, а также ряда вспомогательных таблиц и номограмм, упрощающих штурману проведение расчетов/. Кроме того, астрономический способ не зависел от дальности полета. В то же время применение астрономических методов в авиации существенно отличалось от их применения на кораблях из-за плохой видимости линии горизонта, расположенной ниже горизонтальной плоскости самолета, и из-за большой скорости движения последнего. Тем самым применение астрономических методов в аэронавигации превращалась в самостоятельную научную проблему, в разрешении которой важная роль принадлежит астроному Леониду Петровичу Сергееву /1907-1964/, описанию творческого пути которого посвящена данная статья, написанная людьми, хорошо знавшими ученого. Л.П.Сергеев начал работу по созданию методов астро-аэронавигации в 1931 г. и уже в 1933 г. им была опубликована первая часть его книги - "Руководство по воздушной астрономии". Одновременно он разработал новую схему Авиационного астрономического календаря, а также проводил практические и теоретические занятия по астрономии с летчиками и штурманами. В 1934 г. Сергеев создал новый полуавтоматический прибор - "Солнечный указатель курса", который активно применялся в полярной авиации и за который Сергеев был награжден в 1939 г. орденом Трудового Красного Знамени.