Социальный эксперимент Петра 1 и формирование науки в России

Автор: Кузнецова Н. И.

Источник: Вопросы философии.-1989.-№ 3.-С. 49-64.-ISSN 0042-8744.

Тематика материала: история российской науки в ХVIII в.; наука в контексте культуры; формирование науки в развивающихся странах; социология науки; история Санкт-Петербургской Академии наук; реформы российского образования в ХVIII в

Реферат: Предпринятая Петром 1 попытка создать в России собственную науку западноевропейского типа показала, что эту задачу невозможно решить путем простого копирования зарубежных научных учреждений и приглашения в страну иностранных ученых. Первоначальный план состоял в том, чтобы пригласить в специально созданную Академию наук /ее первое рабочее заседание состоялось 28 сентября 1725 г./ ряд европейских ученых, которые, занимаясь научными исследованиями, написали бы необходимые учебники и обучили избранных молодых людей. В свою очередь, эти люди затем подготовили бы следующее поколение ученых, что и стало бы началом самостоятельного развития науки в России. Однако этот план /в Х1Х-ХХ вв. его в той, или иной форме попытались реализовать во многих странах Азии, Латинской Америки и Африки/ совершенно не учитывал особенностей национальной культуры, основные ценности и традиции которой далеко не всегда соответствовали задачам создания профессионального научного сообщества. Так, с точки зрения русского православия, занятия естественными науками считались суетными и даже вредными для спасения души. Что же касается отношения к знаниям и книгам, то, хотя уровень грамотности населения в до-петровской России был, вопреки широко распространенному мнению, достаточно высок, а книжное слово пользовалось огромным авторитетом, культурные традиции и тут препятствовали развитию науки. Уважались на Руси не просто знания, а Мудрость которая, как представлялось, содержалась не в огромных библиотеках, а в избранных Книгах, почитавшихся подобно иконам. С другой стороны, верхи российского общества относились к науке сугубо утилитарно и полагали, что ее, вместе с учеными, можно импортировать в страну подобно другим европейским товарам и специалистам. Не учитывалось, например, то, что для развития науки необходима соответствующая городская среда, что архаичный русский язык не приспособлен для научных дискуссий и т.д. Не удивительно поэтому, что даже тогда, когда в России появились собственные выдающиеся ученые, наука продолжала оставаться чуждым национальной культуре оранжерейным растением, которое могло существовать лишь при постоянной поддержке /и, естественно, контроле/ со стороны государства.