Касавин И.Т. Традиции познания и познание традиций. (О некоторых социальных механизмах познавательной деятельности). - Вопросы философии. 1985. №11. С. 51-60.

Автор: Касавин Илья Теодорович - кандидат философских наук, Институт философии АН СССР.

Источник: Касавин И.Т. Традиции познания и познание традиций. (О некоторых социальных механизмах познавательной деятельности). - Вопросы философии. 1985. №11. С. 51-60.

Тематика материала: социология науки; наука и культура; научное творчество; история химии; наука и техника в средние века.

Реферат: Анализ процессов развития науки позволяет обнаружить не только изменчивость различных форм знания, но и наличие целого ряда концептуальных схем, которые проходят через всю историю познания, не утрачивая при этом эвристической силы и объяснительных возможностей. Наличие таких традиций нельзя объяснить консервативностью научного сообщества, т.к. сохраняются далеко не все традиции, даже если некогда они играли весьма важную роль. Для исследования данного аспекта социальной истории науки автор статьи вводит понятие познавательной культуры - исторически конкретной формы познавательной деятельности, которая в значительной степени определяет основные характеристики процесса познания и, по мнения автора, является более глубоким науковедческим понятием, чем получившие широкое распространение понятия "парадигма" и "научно-исследовательская программа". Познавательная культура не является каким-то однородным образованием, напротив, существуют различные и даже несоизмеримые ее типы, которые тем не менее сосуществуют, порой уходя в тень, но затем вновь появляясь, пусть даже в ином обличии. Постоянство познавательной культуры основывается на том, что по своему содержанию она слабо связана с объектом познания. Обеспечивая познавательный процесс, эта культура содержит в себе схемы, нормы и идеалы человеческой деятельности по производству знания, но не содержит самого этого знания. В то же время, в этой культуре содержатся всевозможные социальные факторы, благодаря чему познавательная культура может, считает автор статьи, стать связующим звеном между социальными и когнитивными аспектами познавательного процесса. В статье рассмотрен вопрос о связи познавательной культуры с понятием "традиция", широко применяемым в этнографии, социологии, искусствоведении и др. гуманитарных науках. Отмечено, что в последние годы наметился выход за пределы обыденного истолкования этого понятия как простого сохранения, наследования, копирования и т.д. В ходе исследований выяснилось, что традиция может рассматриваться как интегральная категория человеческой культуры, представляющая особый способ аккумуляции и трансляции коллективного опыта человеческой деятельности. В традиции запечатлены схемы, нормы и идеалы практической деятельности человека. Традиция является формой самоуправления этой деятельности, а также формой неявного знания, т.е. знания, которое существует только в процессе непосредственного общения между людьми. Автор статьи пишет, что содержащиеся в традиции смысловая поливариантность предписаний и норм, реализуемость через добровольную деятельность, способность к саморазвитию делают традицию непосредственно доступной для индивида. При этом преломленность общезначимого коллективного опыта в индивидуальных формах его восприятия, свойственных традиции, позволяет человеку органически приобщаться к прошлому опыту человечества, реализуя и развивая последний в процессе конкретной деятельности. В статье роль традиций рассмотрена на примере взаимоотношений алхимической и аналитической традиций в истории химии.