Вригт, фон Г.Х. Философия техники Николая Бердяева. - Вопросы философии. 1995. №4. С. 69-78.

Автор: Вригт, фон Георг Хенрик - профессор философии, Хельсинкский университет.

Источник: Вригт, фон Г.Х. Философия техники Николая Бердяева. - Вопросы философии. 1995. №4. С. 69-78.

Тематика материала: история техники в 19-20 вв.; наука и культура; наука и идеология; биография Н.А.Бердяева.

Реферат: Статья посвящена исследованию эволюции взглядов на социальные функции техники в философских работах Николая Александровича Бердяеева (1874-1948). Проблемами воздействия техники на социальное бытие современного человека Бердяеев интересовался на протяжении всей своей творческой жизни. Поэтому отдельные высказывания о роли техники можно найти практически во всех работах Бердяева, включая его знаменитую книгу "Смысл истории", вышедшую в 1923 г. Концентрированное изложение своих мыслей по этим проблемам он дал в большом очерке "Человек и машина", опубликованном в журнале "Путь" за 1933 г. Специально технике посвящена одна из глав последнего, изданного посмертно, крупного произведения Бердяева - "Царство духа и царство Кесаря". Кроме того, социальные и философские аспекты техники рассмотрены в статье "человек и техническая цивилизация", вышедшей в последний год жизни мыслителя. В своих произведениях Бердяев неоднократно подчеркивал, что вопрос о технике стал в начале 20 в. вопросом о судьбе человека и судьбе культуры. "В век маловерия, в век ослабления не только старой религиозной веры, но и гуманистической веры 19 в., единственной сильной верой современного цивилизованного человека остается вера в технику, в ее мощь и ее бесконечное развитие" - писал Бердяев в работе "Человек и машина". Бердяев считал, что власть техники неразрывно связана с капитализмом.. Эта власть родилась в капиталистическом мире, а сама техника стала наиболее эффективным средством развития капиталистической системы хозяйства. При это коммунизм перенял от капиталистической цивилизации ее беспредельный гипертехницизм, и создал религию машины, которой он поклоняется как тотему. Тем самым обнаруживается глубокое внутреннее родство между атеистической верой коммунизма и безрелигиозностью современного мира. Бердяев полагал, что господство техники открывает новую ступень действительности: "новая реальность", воплощением которой является машина, по своей сути отличается от природной как неорганической, так и органической реальности. Специфический характер реальности, созданной машинной технологией, виден в том воздействии, которое последняя оказала, с одной стороны, на жизнь человека, а, с другой, - на окружающую среду. Это воздействие является результатом нового типа организации, которую Бердяев называл "техносистемой" и рассматривал как некий рыхлый агломерат экономических, промышленных и технологических ассоциаций, распространяющих свое влияние на весь мир. Различные элементы техносистемы не имеют общего управления, действуя отчасти в конкуренции, а отчасти - в кооперации друг с другом. Ими руководят не столько конкретные личности, сколько с трудом опознаваемые анонимные и безличные управляющие силы. Деятельность техносистемы ведет к интеграции и унификации в масштабах земного шара различных укладов жизни, человеческих ожиданий и потребностей. Именно в этом смысле можно, по Бердяеву, рассматривать техносистему как "новую ступень действительности".