Ярошевский М.Г., Гургенидзе Г.С. Л.С.Выготский о природе психики. - Вопросы философии. 1981. №1. С. 142-154.

Автор: Гургенидзе Геннадий Сардионович - заведующий отделом журнала "Вопросы философии"; Ярошевский Михаил Григорьевич - доктор психологических наук, Институт истории естествознания и техники АН СССР.

Источник: Ярошевский М.Г., Гургенидзе Г.С. Л.С.Выготский о природе психики. - Вопросы философии. 1981. №1. С. 142-154.

Тематика материала: история медицины в ХХ в.; история медицины в СССР; наука и культура; научное творчество; биография Л.С.Выготского.

Реферат: Лев Семенович Выготский (1896-1934) - выдающийся советский психолог, один из создателей культурно-исторической теории развития высших психических функций. В своих исследованиях Выготский полагал необходимым различать два плана поведения человека - натуральный, обусловленный биологической эволюцией, и культурный, являющийся результатом развития общества. Суть культурного поведения - в его опосредованности орудиями деятельности и знаками, причем первые направлены на преобразование внешней действительности, а вторые - на преобразование поведения сперва других людей, а затем своего собственного. Очень много внимания Выготский уделял изучению соотношения мышления и речи, считая, что человеческое мышление совершается в речи, а не просто выражается (кодируется) в последней. Развивая идеи о соотношении мышления и речи, Выготский был первым, кто осознал роль внутренней речи, в которой он видел ключ к пониманию происхождения человеческого (по Выготскому, принципиально человеческого) мышления. В статье анализируются несколько периодов, которые можно выделить в научной деятельности ученого. Во время первого из них он изучал психологию искусства и свою главную задачу видел в поисках психологических механизмов эстетической реакции. Выготский полагал, что союз между исследованиями искусства и психологией приведет к трансформации субъективной психологии в объективную. Однако задачу построения объективной психологии искусства ему решить не удалось. Второй период деятельности Выготского характеризуется его ориентацией на исследования зависимости психических явлений от биологических механизмов поведения. В этот период он рассматривал российскую рефлексологию и американский бихевиоризм как наиболее обещающее направление исследований. Следующая стадия в исследованиях Выготского была связана с пересмотров его взглядов на роль сознания в организации человеческого поведения, а также с интерпретацией слова как специфического инструмента рефлексии, отличающегося от других свои действием в ответ на будущую человеческую активность. Важное место в разработке культурно-исторической теории человеческой психики занимало понятие "культурного знака". Такой знак, по Выготскому, играет решающую роль в переходе от до-человеческих форм поведения к чисто человеческим. Именно культурные знаки являются особыми орудиями, посредством которых индивид учится сознательно контролировать свое поведение. Выготский также считал, что высшие, культурные психические функции образуют метаструктуру , находящуюся над обычными, природными психическими функциями человека. Возникновение же этой метаструктуры является результатом социально-культурного развития человека, его вовлеченности в различные социальные действия с первых дней жизни. Последний период деятельности Выготского был связан с изучением семантической природы сознания. Если раньше Выготский полагал, что решающую роль в психологии играют "культурные знаки", то теперь он разрабатывает представления, согласно которым эта роль переходит от знаков к значениям. Он намечает программы исследований внутренней речи - особой формы сознания, отличной и от подсознания, и от внешней речи, и ответственной за возникновение смыслового содержания человеческого мышления. К сожалению, ранняя смерть Выготского прервалаэту работу.