М.В.Ломоносов и И.И.Шувалов.

Автор: Анисимов Евгений Викторович - доктор исторических наук, Ленинградское отделение Института истории СССР АН СССР.

Источник: Анисимов Е.В. М.В.Ломоносов и И.И.Шувалов. - ВИЕТ. 1987. №1. С.73-83.

Тематика материала: История науки в России в ХVIII в.; история Московского университета; история Санкт-Петербургской Академии наук; проблемы формирования научно-технической политики; наука и просвещение; биографии И.И.Шувалова и М.В.Ломоносова.

Реферат: В истории российской науки и культуры взаимоотношения М.В.Ломоносова и И.И.Шувалова долгое время сводили к покровительству ученому со стороны богатого и могущественного вельможи. Между тем роль Шувалова в развитии отечественной культуры выходит далеко за рамки обычного патронажа, а с Ломоносовым его связывала многолетняя дружба. Иван Иванович Шувалов родился в 1727 г. в небогатой и незнатной семье московских дворян. В 1741 г. его двоюродный брат Петр Иванович принял активное участие в перевороте, позволившем Елизавете стать императрицей. За эту помощь семья Шуваловых была приближена ко двору, а в 1749 г. И.И.Шувалов становится фаворитом императрицы. В этом же году, во время поездки в Петербург, он познакомился и подружился с Ломоносовым, который в то время был профессором химии при Академии наук, проводя интенсивные исследования в созданной им в 1748 г. Химической лаборатории. При этом, помимо химии, Ломоносов занимался физикой, историей, риторикой, лингвистикой и т.д., а также вел занятия в небольшом /по сути, чисто вспомогательном/ университете при Академии, мечтая о создании в России настоящего университета, подобного тем, которые он видел во время учебы в Германии. С другой стороны, о просвещении России мечтал и Шувалов, получивший неплохое домашнее образование и стремившийся добиться того, чтобы русское дворянство, следуя заветам Петра I, смогло стать культурной и высокообразованной опорой государства. Именно на этой основе - стремлению к национальному возрождению посредством создания основ для просвещения - произошло сближение Шувалова и Ломоносова. Последний, будучи на 16 лет старше и гораздо более образованным, являлся для Шувалова несомненным авторитетом как в естественных, так и гуманитарных науках, а сохранившаяся переписка показывает, что их связывали общие интересы и взгляды на развитие России. Признавая выдающуюся роль Ломоносова в создании Московского университета, важно подчеркнуть, что идея этого создания созревала и конкретизировалась в ходе личных встреч и длительной переписки с Шуваловым. Причем, став куратором созданного в 1755 г. университета, Шувалов взвалил на себя огромную организационную нагрузку по подбору профессоров и студентов, их материальному и правовому обеспечению, созданию типографии и гимназий и др. К сожалению, после смерти Елизаветы в 1761 г. всю эту деятельность Шувалову пришлось прекратить. Умер он в 1797 г.