Средневековое физическое знание: принципы его организации.

Автор: Гайденко Виолетта Павловна, Смирнов Георгий Александрович.

Источник: Журнал "Вопросы истории естествознания и техники" /ВИЕТ/, 1987, №3. С.113-126.

Тематика материала: История науки в средние века; физика в средние века; физика и философия; наука и религия в средние века; физика Аристотеля в средние века; труды Уильяма Оккама и Фомы Аквинского.

Реферат: Широко распространено мнение о том, что средневековые ученые не занимались изучением природы, сосредоточив все свои силы на теологических дискуссиях. На самом деле Природа как творение Бога не могла не интересовать этих ученых, которые активно занимались фундаментальными проблемами астрономии, оптики, биологии и других наук, получая при этом результаты, предвосхитившие ряд более поздних достижений естествознания и математики. Так, в ХIII-ХIУ вв. - времени наивысшего расцвета средневековой культуры, чье развитие было подорвано эпидемией чумы 1348-50 гг., уничтожившей около половины жителей Западной Европы - в трудах Буридана, Р.Бэкона, Оккама, Фомы Аквинского и других схоластов разрабатывались концепции актуальной бесконечности, инерционного движения, суточного вращения Земли и другие идеи, получившие развитие лишь столетия спустя. В то же время средневековая физика отличалась рядом особенностей, которые не позволяли ей плавно трансформироваться в физику Нового времени. Прежде всего, схоласты считали свои конструкции чисто теоретическими, так сказать, "виртуальной реальностью", не претендующей на описание действительного устройства мира. В глазах средневековых ученых таким статусом обладала лишь картина мира Аристотеля-Птолемея, хорошо соответствовавшая обыденному опыту и идеалам формально-логического описания событий. Другой причиной, по которой средневековая физика не могла трансформироваться в современную, была ориентация схоластов на принципиально иной тип теоретически значимого опыта. Если для физиков ХУII в. таким опытом становится инженерная практика преобразования вещей, то для схоластов - речь как носитель формально-логических отношений /и, соответственно, подчинений правилам умозаключений/, а также практика всевозможных иерархических отношений, включая самые главные для человека того времени - церковные. В соответствии с этой ориентацией средневековые ученые разрабатывали теории движения в рамках идеи неизменных сущностей как основы для объяснения. Поэтому, как и античные философы, схоласты пытались объяснить движение путем его сведения к статическим моментам, а не объявить его первичной, не требующей объяснения, сущностью, как это было сделано в физике Галилея-Ньютона.