Комета Галлея и датировка крещения Руси.

Автор: Рапов Олег Михайлович - кандидат исторических наук, исторический факультет Московского государственного университета.

Источник: Рапов О.М. Комета Галлея и датировка крещения Руси. - Историко-астрономические исследования. Выпуск XX. М., 1988. С.147-166.

Тематика материала: История астрономии в средние века; история астрономии в России; методы точных наук в гуманитарных исследованиях; комета Галлея.

Реферат: Периодически повторяющиеся астрономические явления /затмения Солнца и Луна, прохождения комет и др./, а также уникальные явления /например, вспышки сверхновых/, даты которых точно зафиксированы, могут оказать существенную помощь в исторических исследованиях. Интересный пример такого использования астрономии содержится в данной статье, автор которой, опираясь на византийские, русские, арабские и армянские источники по вопросу о крещении Руси в конце Х в. и привлекая данные о комете Галлея 989 г., смог уточнить последовательность ряда важных исторических событий в жизни древней Руси и Византийской империи. Так, была установлена следующая хронология событий: 988 г. - крещение князя Владимира; 989 г. - осада Владимиром Херсонеса; 990 г. /1 августа/ - массовое крещение киевлян. Между тем, официальной датой крещения Руси считается 983 г. - эта дата зафиксирована в "Повести временных лет”, что создает трудности при сопоставлении с другими хрониками, в которых, в частности, отмечено появление на небе в ночь с 27 на 28 июля 989 г. "хвостатой звезды", предвещавшей страшные бедствия. Этой "звездой" была комета Галлея - одна из самых ярких и крупных комет Солнечной системы со средним периодом обращения 76 лет. Что же касается страшных бедствий, то помимо эпидемий, точная датировка которых весьма затруднительна, авторы хроник /византийских, арабских, армянских и даже китайских/ отнесли к ним сильное землетрясение в Греции, а также падение Херсонеса, взятого русами, и Верреи, взятой болгарами. При этом, как показало сопоставление различных хроник, падение Херсонеса могло произойти не ранее апреля-мая 990 г., т.к. упоминается, что жители города изнемогли от жажды, а с октября по март в Крыму часто выпадают осадки и в воде нет недостатка. Таким образом, дата взятия Херсонеса отличается от приведенной в "Повести временных лет", но зато приближается к датам, содержащимся в хрониках Иакова Мниха и Льва Диакона, значительная точность которых давно признана историками. Причины же, по которым в "Повести" Нестора возник сдвиг событий /крещения Руси и взятия Херсонеса/ на два года, обусловлены прежде всего тем, что по политическим причинам Владимиру пришлось креститься дважды: первый раз в 988 г., тайно, ради союза с Византией; а второй раз, после нарушения Византией договорных обязательств о браке Владимира с сестрой императора Анной и взятия "в отместку" Херсонеса, публично, в 990 г. Вскоре после этого последовало крещение семьи и ближайшего окружения князя, а затем и киевлян.