Формирование идеала ценностно-нейтрального научного знания

Автор: Кесарева Л. М., Петров М. К.

Источник: Вопросы истории естествознания и техники.-1987.-№ 1.-С. 62-72.-ISSN 0205-9606.

Тематика материала: социология и методология науки; история английской науки в XIX в.; история Британской Ассоциации развития науки; научная политика в Великобритании.

Реферат: Среди ученых и методологов науки широко распространено убеждение, что научное знание по своей природе нейтрально по отношению к каким-либо этическим, эстетическим, религиозным и тому подобным ценностям. Между тем исторический анализ показывает, что образ ценностно-нейтрального научного знания возник сравнительно недавно, как результат сознательных и организованных усилий людей, стремившихся содействовать развитию науки в период ее специализации и профессионализации. Важную роль в формировании в массовом сознании этого образа /и идеала/ научного познания сыграла Британская Ассоциация развития науки /BAAS/, созданная в 1831 г. по инициативе Дж. Гершеля, У. Уэвелла и ряда других английских ученых и философов, обеспокоенных снижением социального авторитета их профессиональной деятельности. Это снижение было обусловлено рядом внешних и внутренних причин: ростом критики науки со стороны гуманитарных ученых и деятелей искусства за грубый утилитаризм и утрату "высокой духовности", усиливающейся разобщенностью естествоиспытателей из-за специализации, множеством препятствий, с которыми сталкивались молодые ученые при попытке сделать научную карьеру и т.п. Для того чтобы разрешить эти проблемы - укрепить связь науки с обществом и, в то же время, сохранить ее стремление к специализации и накоплению фактов - была создана Британская Ассоциация, ежегодные собрания которой облегчали контакты ученых и помогали им популяризировать результаты своих исследований. Но самое главное, Ассоциация содействовала формированию новой философии развития науки, в которой источник целостности последней виделся теперь не в единстве законов отдельных научных дисциплин, а в единстве применяемых ими методах познания. В свою очередь, источник единства частных методов исследований виделся в том, что все они основывались на индуктивизме - учении, что познание объективных законов осуществляется путем постепенного накопления и обобщения научных фактов, добывая которые ученые должны быть свободны от каких-либо пристрастий. Таким образом, формировался идеал ценностной нейтральности науки, ее беспристрастности, являющейся гарантом истины и общего согласия ученых, способных постоянно преодолевать групповые эгоистические интересы и всевозможные конфликты.