Античный космос в творчестве К.Э.Циолковского.

Автор: Гаврюшин Николай Константинович - кандидат философских наук. Институт истории естествознания и техники РАН.

Источник: Гаврюшин Н.К. Античный космос в творчестве К.Э.Циолковского. - ВИЕТ. 1989. №4. С.11-16.

Тематика материала: История советской науки 20-30-х гг.; наука и философия; история космологии в XX в.; учение о множественности миров; биография К.Э.Циолковского.

Реферат: В статье на основе изучения материалов из Архива Академии наук исследуется роль идей античных философов /прежде всего, стоиков, пифагорейцев и атомистов/ в формировании мировоззрения Константина Эдуардовича Циолковского /1857-1935/ - одного из основоположников теоретической космонавтики. Из этих материалов /рукописи неопубликованных статей "Пифагор", "Утописты", "Этика, или Естественные основы нравственности" и др./ видно, что Циолковский активно интересовался античным философским наследием. В частности, он высоко оценивал учения пифагорейцев и атомистов о подобии небесных тел Земле и множественности обитаемых миров, а также представления о космическом витализме, о космосе как живом организме и др. Отталкиваясь от античных идей Циолковский высказывает мысли о необходимости усовершенствования человечества "путем искусственного подбора", хотя и не такими методами., какие предлагал Платон. Так, в статье "Утописты” /1918 г./ он допускает, что "в конце концов останется на Земле потомство только небольшой группы наиболее совершенных существ /может быть, одной пары/, которые и дадут начало всему многочисленному населению Земли. Когда же оно достаточно усовершенствуется, то начнется расселение его в Солнечной системе". При этом одной из центральных идей у Циолковского становится идея космической республики с президентами планет, солнечных систем и галактик. Разрабатывая идею такой республики Циолковский, с одной стороны, следовал античным учениям об идеальном государстве, а с другой, - современным ему учениям социалистов-утопистов XIX в. О.Бланки и Г.Гансвиндта, тоже тяготевших к космизму. В то же время, утопическая программа Циолковского была гораздо более детализирована и масштабна, она предполагала управляемую биологическую эволюцию, "безболезненную" ликвидацию на Земле и других планетах “несовершенной" животной жизни и бесконечную космическую экспансию технологической цивилизации, неотъемлемой частью которой должны были стать летательные аппараты, разработке конструкций которых ученый посвятил свою жизнь. Автор стать подчеркивает, что возрождение античных идей было характерно не только для Циолковского, но и для других выдающихся мыслителей конца ХIX - начала XX вв.: В.И.Вернадского, Тейяра де Шардена, В.Гейзенберга, Э.Шредингера и др.