Копелевич Ю.Х. Удалось ли Петру I "построить водяную мельницу, не подведя к ней канала"? - Науковедение. 1999. №4. С. 144-155.

Автор: Копелевич Юдифь Хаимовна - кандидат филологических наук, Санкт-Петербургский филиал Института истории естествознания и техники РАН.

Источник: Копелевич Ю.Х. Удалось ли Петру I "построить водяную мельницу, не подведя к ней канала"? - Науковедение. 1999. №4. С. 144-155.

Тематика материала: научно-техническая политика в России в 18 в.; история Российской Академии наук; наука и культура; международные связи ученых.

Реферат: Статья основана на архивных материалах и посвящена анализ причин, по которым проект создания полноценной Академии наук в стране, не имевшей никаких традиций проведения научных исследований, оказался вполне успешным. Вопрос, содержащийся в заглавии статьи, передает одну из бесед, которую Петр I вел в кругу своих сподвижников после того, как внес в Сенат свой Проект основания Академии наук и художеств. (Этот Проект был одобрен Сенатом 22 января 1724 г.) Наибольшие сомнения вызывал основополагающий пункт Проекта, предполагавшего одновременное создание в одном учреждении Академии наук и Университета. Такое объединение было уникальным и не соответствовало традициям Европы, где система университетов была создана намного раньше, чем система академий. Идею создания отечественной Академии Петр I вынашивал с начала 18 в. Он неоднократно обсуждал эту идею в переписке и беседах с Лейбницем, а после смерти ученого - с его учеником и последователем, философом и физиком Христианом Вольфом. В общении с ними не раз обсуждался вопрос, создавать ли в России Академию наук или Университет, но идея о соединении этих двух учреждений ни разу не высказывалась ни Петром, ни его корреспондентами. По-видимому, эта идея появилась и была весьма подробно развита уже в самом процессе написания Проекта Петром вместе с его лейбмедиком Лаврентием Блюментростом, который, будучи уроженцем Москвы, хорошо знал русские нравы и сумел приспособить Проект к российским условиям. Последующая история Академии показала, что Проект был разработан правильно, причем на его реализацию не оказала особого влияния даже преждевременная смерть Петра I (8 января 1725 г.). Очень важным для реализации петровской затеи оказалось и то, что она была положительно воспринята европейским научным сообществом, из которого были рекрутированы первые члены Санкт-Петербургской Академии. Быстрое и активное вхождение новой Академии в сообщество ученых Европы было обусловлено несколькими факторами. Многие ученые из различных стран были вовлечены в процесс формирования Академии: они помогали подбирать книги для библиотеки, коллекции для музеев естественной истории и, самое главное, подходящие кандидатуры будущих сотрудников.(Следует подчеркнуть, что первые члены Академии были подобраны весьма удачно.) В свою очередь Академия проявила настойчивость и последовательность в обеспечении устойчивых связей (в 18-м веке это было непростой задачей) своих членов с ведущими европейскими учеными. Кроме того, в Академии, вскоре после учреждения, был создан институт иностранных членов. Причем часть членов получала денежное вознаграждение. Однако самым главным фактором, обеспечившим Академии успешный старт, была ее издательская деятельность, благодаря которой иностранные ученые могли оперативно знакомиться со всеми достижениями своих российских коллег. При этом иностранные ученые могли свободно публиковать свои работы в журнале Петербургской Академии "Комментарии", чем они охотно пользовались. Наконец, очень важной инициативой Академии было объявление, начиная с 1747 г., международных конкурсов на премию по актуальным проблемам наук. Таким образом Академия с первых лет своего существования была включена в международные исследовательские программы, благодаря чему российская молодежь могла овладевать в стенах Академии важнейшими навыками научной работы. В то же время при Академии не удалось создать полноценное учебное заведение. Университет при Академии играл роль скорее аспирантуры и после 1767 г. прекратил свое существование.