Огурцов А.П. Наука: власть и коммуникация (социально-философские аспекты). - Вопросы философии. 1990. №11. С. 3-17.

Автор: Огурцов Александр Павлович - доктор философских наук, Институт философии РАН.

Источник: Огурцов А.П. Наука: власть и коммуникация (социально-философские аспекты). - Вопросы философии. 1990. №11. С. 3-17.

Тематика материала: социология науки; наука и идеология.

Реферат: Статья представляет очерк вековой истории исследований взаимоотношений науки и власти. Подчеркивается, что тема "наука и власть" намного шире темы "наука и государство". Однако в отечественных исследованиях последних лет (ранее эти вопросы практически не рассматривалась) взаимоотношения науки и власти сводят к взаимоотношениям науки и государства (прежде всего, ученых и правительственных организаций). Между тем, власть нередко не имеет институционального, а тем более государственно-политического характера. Можно, например, говорить о власти авторитета, о властных отношениях внутри научного сообщества и т.п. Первым социологом, который осознал фундаментальность феномена власти и вторичность государственно-правовых институтов, был немецкий ученый Макс Вебер (1864-1920). Вебер считал, что институты государства и права нельзя абсолютизировать. Более того, они сами, а также все другие виды господства должны быть выведены из социальных отношений людей. При таком подходе и наука трактуется иначе, чем в социальной философии XIX в. По Веберу, наука является определенным типом господства - легального господства, основанного на всеобщности правовых норм и всевластии критерия компетентности управляющего слоя - бюрократии. Легально-правовое господство находит свое высшее выражение в буржуазном обществе. Поэтому и генезис науки Вебер связывал с возникновением капитализма, подготовленного распространением в обществе протестантской этики. В наши дни социологами все более и более осознается, что отношение между наукой и властвующими инстанциями нельзя трактовать как отношение кардинально отличных друг от друга сущностей и что инстанции власти внутренне присущи науке. Так, знание конституируется в науку лишь в контексте определенных властных отношений, регулирующих распространение и хранение информации, ее сертификацию и т.п. Властные отношения пронизывают научное сообщество и научное знание. Само возникновение и развитие науки Нового времени неразрывно связано с распространением в обществе определенных, универсальных правовых норм и роста дисциплинированности общества. Методология науки нередко мыслится по образу и подобию права. При этом именно правовая регуляция социальной жизни обеспечила автономность науки как социального института, а кодификация научных норм в методологии и в уставах научных сообществ позволила дисциплинировать научное исследование. Превращение науки в социальный институт означало подчинение научного сообщества законам, являющихся для каждого ученого обязательными. Закон можно рассматривать как ту матрицу, которая определила и структуру властных отношений в европейском обществе XVII-XVIII вв., и форму взаимоотношений между учеными в научных обществах (созданных в этот период), и цель научных исследований. В свою очередь, правовая система демократических государств нуждается в науке и научном обосновании своих норм, в научной критике социальных предрассудков и мифов, использует научные данные и методы при поисках решений правовых проблем. В статье подробно рассмотрены различные традиции анализа взаимоотношений науки и власти в современной западной социологии. При этом отмечено, что наука должна рассматриваться не только как власть, но и как коммуникация. В частности, именно неформальное общение ученых (как антипод властных отношений) является основополагающим для вызревания наиболее фундаментальных идей.