Ротенберг В.С., Аршавский В.В. Межполушарная асимметрия мозга и проблема интеграции культур. - Вопросы философии. 1984. №4. С. 78-86.

Автор: Аршавский Виталий Вульфович - кандидат биологических наук, Институт биологических проблем Севера ДВНЦ АН СССР; Ротенберг Вадим Семенович - доктор медицинских наук, 1-й Московский медицинский институт им. И.М.Сеченова.

Источник: Ротенберг В.С., Аршавский В.В. Межполушарная асимметрия мозга и проблема интеграции культур. - Вопросы философии. 1984. №4. С. 78-86.

Тематика материала: история медицины в 20 в.; наука и культура; научное творчество.

Реферат: Одной из важнейших проблем современности является проблема интеграции культур, организации их взаимодействия не по принципу доминирования одной из них, а по принципу их взаимного обогащения. Хорошо известно, что интеграция культур требует прежде всего взаимопонимания, которое у лиц, воспитанных в различных социумах, достигается с трудом. Многие исследователи, исследуя эту проблему, сосредоточивают основное внимание лишь на некоторых психологических характеристиках (позитивное отношение к особенностям чужой культуры, умение избегать в процессе общения морально-этических оценок и т.п.), способствующих взаимопониманию отдельных лиц (например, миссионеров) с носителями другой культуры. Важность изучения подобных характеристик не вызывает сомнений, однако их учет совершенно недостаточен для организации взаимодействия больших групп населения, когда необходимо не одностороннее принятие субъектом специфики другой культуры, а подлинная интеграция. Кроме того, при таком подходе игнорируются специфические особенности каждой из вступающих во взаимодействие культур и фундаментальные основы межкультурных различий. Между тем эти различия проявляются во всех аспектах поведения: в характере перцептивных возможностей, в преимущественном типе реагирования на стресс, в особенностях проявления эмоционального напряжения и т.д. Без учета этих особенностей подлинная интеграция культур не осуществима и в данной статье рассматриваются особенности, обусловленные межполушарной асимметрией мозга и выражающиеся в существовании двух типов мышления: логико-вербального, преимущественно связанного с активностью левого полушария, и пространственно-образного, связанного с активностью правого полушария. Каждый из этих типов мышления обладает своими достоинствами и имеет свои ограничения. В настоящее время есть серьезные основания считать, что соотношение двух типов мышления в значительной степени определяет индивидуальные особенности субъектов и психологические отличия между ними, различия в характере мировосприятия и поведения. При этом конкретные соотношения этих типов у индивида (относительное доминирование того или иного) во многом определяются культурными особенностями и традициями среды, и среда закрепляет их по механизму группового отбора или преемственности. Люди, воспитанные в разных этнопсихологических условиях, воспринимают мир по-разному. Японцы, например, труднее запоминают номера, чем американцы, зато их пространственно-образное мышление значительно богаче. Важное место в статье уделено проблемам психической адаптации человека в северных условиях, в том числе, анализу характера соотношения двух типов мышления у коренных народов Севера. Учет этого характера необходим, в частности, при разработке школьных программ. Если педагог работает с представителями культуры, в которой доминирует образная организация контекстуальных связей, логическая упорядоченность в преподавании материала не должен быть единственным или основным методическим приемом. Преподавание, основанное на традиционных европейских методах со значительным приматом логико-вербальных способов обучения, не является адекватным для лиц с доминирующим пространственно-образным типом переработки информации. Необходима разработка новых методов преподавания, основанных на максимальном использовании всевозможных образов. В противном случае возможно искусственное завышение числа отстающих учеников. Таким образом, учет психологических особенностей, которые во многом определяются своеобразием межполушарных отношений, чрезвычайно важен для формирования стратегии взаимоджействия между представителями различных культур.