Ротенберг В.С. Слово и образ: проблема контекста. - Вопросы философии. 1980. №4. С. 152-155.

Автор: Ротенберг Вадим Семенович - кандидат медицинских наук, 1-й Московский медицинский институт им. И.М.Сеченова.

Источник: Ротенберг В.С. Слово и образ: проблема контекста. - Вопросы философии. 1980. №4. С. 152-155.

Тематика материала: история медицины; научное творчество; наука и культура.

Реферат: В статье подытожены результаты ряда отечественных и зарубежных исследований, существенно уточняющих представления о различии функций правого и левого полушарий человеческого мозга (гемисферах). Автор статьи поясняет, что различие между чувственно-образным и вербально-логическим способами восприятия и постижения мира в настоящее время изучается в связи с имеющимися данными об особенностях переработки информации в левой и правой гемисферах: левое полушарие связано с функцией речи и любым знаковым кодированием информации, а правое - с непосредственным восприятием реальных предметов и явлений и с ориентацией в пространстве. Вербальное мышление функционирует по дискретному принципу - с его помощью осуществляется ряд последовательных операций, обеспечивающих анализ соотношений между предметами и явлениями. Чувственно-образное постижение осуществляется симультанно, обеспечивая одномоментное цельное восприятие объектов и их взаимосвязей. Аналитическая функция вербального мышления тесно связана с речью как способом передачи дискретной и однозначной информации. В статье отмечено, что в последние годы наметилась тенденция считать, что специфика вербально-логического и образного постижения действительности определяется только особенностями самого используемого материала. Так, любое оперирование словесным материалом заведомо относится к функции вербального мышления, а образами - к функции чувственно-образного постижения. Соответственно, предполагается, что вербальный материал всегда адресован к нервным механизмам левого полушария, а образы - правого. Между тем, хорошо известно, что правое полушарие способно к пониманию слов и даже смысла простых вербальных конструкций. Более того, системы переработки информации правого полушария первыми, раньше левого, реагируют не только на невербальные, но и на простые вербальные стимулы. Таким образом, процессы постижения определяются не только особенностями воспринимаемого материала, но и условиями восприятия. Автор статьи полагает, что принципиальные отличия между отдельно взятыми (вырванными из контекста) словом и образом прямо противоположны отличиям, которые выявляются между ними в соответствующем контексте. Дело в том, что слово само по себе не является определенным по значению. Оно многозначно и конкретный смысл приобретает лишь в контексте, причем не любом, а только в таком, который организован в соответствии с законами вербально-логического мышления. Гораздо менее изучена динамика образа, однако уже вполне ясно, что, как и слово, он является многозначным, на что, например, указывают сновидения, а также опыт живописи и кинематографа. Таким образом, главным в мышлении является способ манипулирования с материалом, его контекстуальные связи, а не формальная принадлежность материала к вербальному или образному ряду. Между тем для изучения способов переработки информации в экспериментах используются вербальные и образные задачи. Однако, если определяющим в переработке информации является не материал, а способ оперирования с ним, то эти задачи во многих случаях могут оказаться неадекватными. Так, целесообразно предлагать субъекту представить не какой-то зрительный образ, а себя, участвующим в какой-то реальной ситуации, богатой ощущениями различных модальностей (например, игра в волейбол на берегу моря). В статье подчеркивается, что не только в норме, но и патологии исключительно важным является анализ контекста, т.к. нарушение законов контекстуальной связи между образами является, по-видимому, определяющим в патогенезе неврозов и психосоматозов.