Мамчур Е.А. Применима ли концепция возможных миров к миру научного познания? - Науковедение. 1999. №2. С. 126-143.

Автор: Мамчур Елена Аркадьевна - доктор философских наук, Институт философии РАН.

Источник: Мамчур Е.А. Применима ли концепция возможных миров к миру научного познания? - Науковедение. 1999. №2. С. 126-143.

Тематика материала: наука и культура; наука и религия.

Реферат: Одной из важнейших особенностей культуры современного постиндустриального общества является признание изначальной, не сводимой ни к какому единству плюралистичности мира. Постмодернизм, считающий себя теоретическим выражением современной культуры, настаивает на том, что в современном мире царит многообразие. Причем это не только многообразие материальных ценностей, но и многообразие культур и стилей, духовных миров и цивилизаций, языков, направлений в искусстве, концепций и моделей в науке. Идея разнообразия популярна сейчас даже в физике, где ученые все чаще полагают, что реальность - это не характерное для классической науки единство, а множество иерархически упорядоченных, но не сводимых к чему-либо единому моделей. Такой плюрализм подрывает основы классического рационализма, который неизбежно задается вопросами: а как на самом деле? Каково истинное положение дел? Постмодернизм же полагает, что подобные вопросы не имеют смысла. При этом утверждение об отсутствии выделенного мира преподносится как отказ от идеи абсолютного наблюдателя, каковым, как утверждается, может быть только Бог. Постмодернистский плюрализм влечет за собой отказ от идеала объективности научного знания, отказ от идеи преемственности научного знания, а кроме того, утверждение тезиса о культурном и когнитивном релятивизме в науке. Анализ этой, последней, идеи и составляет главную задачу данной статьи. В статье утверждается, что в философии естественных наук релятивизм нашел свою опору в ныне широко известной концепции несоизмеримости парадигм. Авторами этой концепции считаются Н.Р.Хансон (это он первым ввел в оборот термин "переключение гештальта" и сформулировал представление о сменах теоретических взглядов на мир как переключениях гештальта), Т.Кун (автор всемирно известной книги "Структура научных революций") и П.Фейерабенд. Ныне в философии науки выделяют три вида несоизмеримости: несоизмеримость проблем; несоизмеримость значений терминов; разобщенность теоретических воззрений, принадлежащих разным эпохам. Несоизмеримость проблем означает, что каждая последующая фундаментальная теория, претендуя на объяснение тех же фактов, что и предыдущая, может на самом деле исследовать другие задачи, использовать новые понятия и иметь приложения, отличные от предшествующей. (Например, кислородная теория горения Лавуазье вначале казалась неприложимой ко всем тем явлениям, которые хорошо объясняла теория флогистона.) Несоизмеримость значений терминов теорий обусловлена их положением в структуре теории как целого, поэтому при смене теорий смысл одних и тех же терминов может радикально изменяться. Например, понятие "масса" в классической и современной физике. Разобщенность может возникать из-за того, что с течением времени более ранние теории могут стать просто непонятными для более поздней научной аудитории. Так, утверждение Парацельса, что гниющие бревна порождают гусей, и многие другие высказывания ученых эпохи Возрождения представляются современному человеку не только неверными, но и абсурдными. Мы не понимаем, почему несомненно очень умные люди, к тому же имевшие возможность наблюдать гусей каждый день, высказывали мысли, подобные приведенным выше, и вынуждены предположить, что все эти высказывания являются частью особого дискурса, смысл которого нам не известен. В то же время, автор статьи считает, что преувеличение роли несоизмеримости в естествознании разрушает каноны современной научной рациональности и неприменимо для современных ученых.