Библер В.С. Кант - Галилей - Кант. (Разум Нового времени в парадоксах самообоснования). М., Мысль, 1991.

Автор: Библер Владимир Соломонович - кандидат философских наук, умер.

Источник: Библер В.С. Кант - Галилей - Кант. (Разум Нового времени в парадоксах самообоснования). М., Мысль, 1991.

Тематика материала: научная революция 16-17 вв.; наука и культура; научное творчество; биографии Г.Галилея и И.Канта.

Реферат: Представители естественных наук, интересующиеся философией, часто полагают, что последняя может усовершенствовать их научное мышление и даже помочь в решении конкретных задач. С другой стороны, те ученые, которые убедились в неспособности философии выполнять такие функции, объявляют ее ненужной и даже вредной для науки. Нетрудно, впрочем понять, что если бы философия могла решать научные задачи, то сама наука со всем ее математическим аппаратом и множеством приборов была просто не нужна и ее можно было заменить чисто философскими размышлениями. Но если философия не может помочь в решении научных задач, то зачем она вообще нужна ученым и чем, собственно, занимаются философы? Ответы на эти вопросы можно найти в книге выдающегося отечественного философа В.С.Библера, автора широко известной книги "Мышление как творчество", разработавшего особые метода анализа философских текстов и создавшего концепцию творчества как диалога культур, используемую ныне в педагогике. Главная цель книги состоит в сопоставлении "Критики чистого разума" И.Канта с трудами Г.Галилея, в которых закладываются логические и методологические основы естествознания Нового времени. В ходе такого сопоставления Галилея как бы заставляют отвечать на вопросы, которые поставил перед наукой Нового времени Кант. И обратно, анализ трудов Галилея позволяет выявить истоки тех парадоксов научного познания, с которыми ученые сталкиваются до сих пор. Так, одно из центральных мест в книге занимает анализ галилеевского подхода к использованию эксперимента в качестве основы для познания законов природы. Эта задача, строго говоря, является принципиально неразрешимой, так как в эксперименте мы всегда имеем дело с частностями, а законы относятся к природе как некой целостности, бесконечной как по своей протяженности, так и по своему качественному многообразию. Вывести такие законы путем постепенного накопления опытных данных невозможно. Мы можем веками наблюдать повторяющиеся явления и полагать, что открыли фундаментальные законы природы, Такие, например, как "все лебеди белые", "лето сменяет зиму" и т.д. Однако, попав в южное полушарие, мы увидим, что закономерности, казавшиеся фундаментальными, носят сугубо локальный характер и не могут рассматриваться как основа для построения действительно надежной системы научного знания о природе. Выход из этого тупика, обнаруженного еще античными философами, Галилей увидел в использовании естествознанием математики, но не как средства вычисления, а как модели действительности. Тем самым был открыт путь для создания теоретической физики, ставшей основой естествознания Нового времени. В свою очередь, использование идеального, созданного человеческим разумом мира математики для познания реального мира порождало новые парадоксы, исследованием которых спустя 150 лет занялся Кант. Он попытался определить, какой структурой должно обладать человеческое мышление (каковы в нем соотношения между рассудком и разумом, логикой и интуицией, априорными и апостериорными идеями и т.д.), чтобы оно могло осуществлять научное познание (в смысле науки Нового времени). Собственно, исследование мышления (в его способности постигать действительность) и составляет главную задачу философии, продолжению решения которой посвящена книга о Галилее и Канте.