Ивин А.А. Софизмы как проблемы. - Вопросы философии. 1984. №2. С.70-78.

Автор: Ивин Александр Архипович - доктор философских наук, Институт научной информации по общественным наукам АН СССР.

Источник: Ивин А.А. Софизмы как проблемы. - Вопросы философии. 1984. №2. С.70-78.

Тематика материала: наука и техника в древности; научная революция 16-17 вв.; история математики в 20 в.

Реферат: Статья содержит анализ истории восприятия софизмов, парадоксов, апорий и других логических проблем от античности до наших дней. В статье отмечается, что в анализе софизмов отчетливо выделяются две линии. У истоков одной из них стоит Аристотель, который впервые ввел термин "софизм" и определил софистику как мнимую, а не действительную мудрость. Аристотель дал хороший для своего времени анализ софизмов, многие элементы которого и по сей день содержатся в учебниках по формальной логике в разделе о логических ошибках. Родоначальником другой линии может считаться Гегель, обративший внимание на то, что ряд софизмов выдвигает в неявной форме проблемы диалектики. Замечания Гегеля о том, что софизмы - это не просто некие фокусы, а выраженные в игровой форме фундаментальные проблемы логики, были по настоящему оценены лишь в 20 в. в связи с развитием математики, математической логики, лингвистики и других теоретических дисциплин, столкнувшихся проблемами, открытыми античными мыслителями. В статье также отмечается, что, несмотря на пренебрежительное отношение, интерес к софизмам и парадоксам сохранялся на протяжении всей эпохи античности. В средние века этот интерес возобновляется у схоластов, а затем в эпоху научной революции 16-17 вв. В частности, серьезный интерес к проблеме логических противоречий проявлял Лейбниц. В статье рассматривается ряд классических софизмов и отмечается, что во многих из них обыгрывается тема текучести и неустойчивости бытия. При этом софизмы в своеобразной форме указывают на сложности, связанные с отождествлением объектов в потоке непрерывного изменения. В словесных упражнениях, какими были софистические упражнения, неосознанно отрабатывались первые, еще неловкие приемы логического анализа языка. Блестящие примеры такого анализа содержатся и у Аристотеля, который в этом отношении был прямым продолжателем дела, начатого софистами. Именно софисты, придавая исключительное значение человеческому слову, первыми на деле показали его силу. Язык, ранее представлявшийся как бы незаметным стеклом, через которое рассматривается мир, со времени софистов стал непрозрачным, он превратился в объект самостоятельного исследования. Софистами также содействовали становлению логики как особой науки. Ими были даны многие образцы умозаключений, в которых логическая форма оторвана от предмета высказывания и тем самым предельно обнажена. Таким образом софистика представляет собой неизбежную на определенном этапе развития теоретического мышления форму постановки проблем. Сам же софист может рассматриваться не только как "интеллектуальный мошенник", но и как философ, впервые задумавшийся над проблемами логики и языка. Можно сказать, что софизм, впервые выдвигающий некоторую проблему, является в определенном смысле трагедией недостаточно зрелого ума, пытающегося как-то понять то, что он пока не может выразить даже в форме вопроса. Следует отметить, что в той или иной форме софизмы можно обнаружить не только в Древней Греции, но и в других культурах. Так, несомненный интерес ко всевозможным парадоксам обнаруживается в древнекитайской философии.